Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Кузнецкие «стальные крепости» на колёсах

В начале Великой Отечественной войны коллектив 5-го Новокузнецкого отделения Томской железной дороги, как и весь советский народ, встал на защиту Родины. Человек в железнодорожной форме воспринимался многими как солдат-фронтовик, как боец с передовой. «В это суровое время кузбасские железнодорожники везли на фронт уголь и металл, боеприпасы и продовольствие. По железной дороге доставляли в нашу область оборудование крупных промышленных предприятий с оккупированных территорий. В годы войны паровоз в составе бронепоездов был таким же оружием, как танки и самолёты …».

В августе 1941-го с инициативой строительства бронепоезда выступили железнодорожники депо станции Тайга Томской железной дороги, а осенью того же года работники Новосибирского и Инского железнодорожного узла.

Первый секретарь Новосибирского обкома ВКП(б) М.В. Кулагин (наш город с 1937-го по январь 1943-го входил в состав Новосибирской области) все эти инициативы поддержал и 28 октября 1941 года направил письмо директору КМК Р.В. Белану и первому секретарю Сталинского горкома ВКП(б) В.А. Москвину. В обращении говорилось: «Областной комитет ВКП(б) одобрил инициативу железнодорожников Новосибирского и Инского железнодорожного узла о постройке четырёх бронепоездов и десяти бронемашин для маршевых частей Сибирского военного округа и считает, что дело чести и прямой долг перед Родиной железнодорожников и металлургов Сталинска обеспечить выпуск бронепоездов и бронемашин к 20 ноября 1941 года. Прошу принять все меры к скорейшему изготовлению брони и термической её обработке, мобилизуйте весь коллектив металлургов на выполнение этого важнейшего для Сибирских частей вооружения».

29 октября 1941 года народный комиссар обороны СССР И.В. Сталин утвердил директиву НКО №22сс, в которой предусматривалось к 1 января 1942 года сформировать 32 отдельных дивизиона бронепоездов (ОДБП) по два бронепоезда в каждом. Материальную часть для них обязан был строить НКПС на своих заводах и в депо железных дорог. Серия бепо, построенная по данной директиве НКО, была самой массовой в период Великой Отечественной войны. В конце 1941-го изготовление бепо для Красной Армии приобрело невиданный ранее размах.

Сразу же встал вопрос о типе бронепоезда. ГАБТУ Красной Армии приказало строить бронепоезда с двухосными бронеплощадками. Однако на них не имелось ни чертежей, ни технических условий. Для их разработки была создана конструкторская группа, которая в срочном порядке разработала несколько вариантов, был утверждён проект двухосной бронеплощадки ОБ-3 (облегчённая бронеплощадка – вариант 3). Полные комплекты документации на бронеплощадки ОБ-3 поступили на пункты строительства к концу января 1942 года. По названию бронеплощадки все бепо стали называть – ОБ-3.

Администрация Томской железной дороги определила дислокацию строительства бепо на станциях Новосибирск, Тайга, Болотная, Инская. Коллективы этих депо, а также станций Белово, Топки, Рубцовка, Усяты (Прокопьевск), Новокузнецк готовили подвижной состав – паровозы, платформы для строительства бронепоездов. Поэтому часть из них называли «новосибирскими», «тайгинскими», «беловскими», «новокузнецкими» и т.д. Но руководство Новосибирской области приняло решение о том, чтобы все силы для постройки бронепоездов сконцентрировать в паровозном депо станции Новокузнецк. Одним из факторов, определивших такой выбор, стало наличие в городе КМК и производимого на нём бронелиста.

Следует отметить, что бронемашины, как предполагало обращение М.В. Кулагина, не строились. Это противоречило директиве НКО №22сс. Срок 20 ноября, конечно, был не реальным. Количество бепо в итоге составило шесть единиц. Один из них был проекта НКПС-42, а пять других проекта ОБ-3.

Бепо проекта НКПС-42 состоял их двух четырёхосных двухбашенных бронеплощадок, которые были громоздкими и высокими. Как показал боевой опыт, бронирование бронепоездов оказалось слишком слабым, к тому же при выходе из строя одной бронеплощадки бронепоезд сразу терял половину своего вооружения, а вернуть громоздкую и тяжёлую 4-осную площадку на рельсы в полевых условиях было практически невозможно. С инициативой постройки в августе 1941 года выступили рабочие депо Тайга. Бепо (будущий «Железнодорожник Кузбасса») достраивался в Сталинске. Проект ОБ-3 был более устойчив в бою.

Заведующий транспортным отделом Сталинского горкома ВКП(б) П.Н. Яковлев направил на КМК приблизительный расчёт количества листового и уголкового металла для начала изготовления бронепоездов. По распоряжению директора КМК Р.В. Белана начальник термического отделения КМК П.П. Трифонов выделил партию металла – 405,7 тонн спецлистов разных плавок. Первая партия броневых листов была доставлена в паровозное депо станции Новокузнецк. Потом они пошли потоком.

Новокузнецкое паровозное депо стало базовым в строительстве и вооружении шести бронепоездов. Из железнодорожников Новокузнецкого паровозного депо в строительстве бронепоездов принимали участие: Г.Я. Гужин, электросварщик; И.Г. Больбух, С.В. Пивоваров, В.П. Волшин, Н.К. Бойко, работники бригады цеха подъёмочного ремонта; работники бригады слесарей механического цеха Г.В. Замятина – Пьянков, Друшнин, Кулагин, Толстогузов; Г.Л. Скибин, мастер электроцеха; Тонкодубов, котельщик; Я.С. Евсеев, мастер цеха подъёмочного ремонта; В.К. Строгий, строгальщик и др. Ход работ контролировали партийные руководители области и города М.В. Кулагин и В.А. Москвин, командующий войсками Сибирского военного округа (СибВО); генерал-лейтенант Н.В. Медведев; директор КМК Р.В. Белан; представители Томской железной дороги А.Я. Шалашов и М.Г. Козловский и др.

Продолжение следует...
Начало


Просмотров статьи: 581