Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Восклицательный знак в конце сезона!

// Автор: Александр ШПРИНГЕР
// Фото: Мария КОРЯГА

На этой неделе в истории 88-го театрального сезона Новокузнецкого драмтеатра поставлена яркая точка. Хотя, пожалуй, не так – не точка, а восклицательный знак! Как правило, что-то новое и необычное театр готовит для зрителя в самом начале сезона либо в его кульминации. Однако наша Драма смогла удивить своих почитателей, перенеся на лето ставшую уже традиционной театральную лабораторию.

Сюрпризом стал не только перенос сроков, но и сам характер лаборатории, и её тематика. «Это не та лаборатория, которую в этом театре уже много лет делали Александр Вислов и Павел Руднев, – рассказал арт-директор Лаборатории, театральный критик Олег Лоевский. – Наша лаборатория – это лаборатория Государственного театра Наций под руководством народного артиста России Евгения Миронова. Она входит в программу поддержки театров малых городов России, куда Новокузнецк попал как не областной центр. Особенность нашей программы в том, что, делая лабораторию, мы помимо этого привозим специалистов по сценическому движению, актёрскому мастерству, которые проводят для артистов мастер-классы и тренинги».

Добавим, что помимо выездных творческих лабораторий данная программа включает в себя Фестиваль театров малых городов России, приезд спектаклей-победителей в Москву и их показ на сцене Театра Наций.

«В стране 647 театров, около двухсот из них – это театры малых городов и не областных центров. Они и есть патронат Театра Наций, – отметила куратор программы Государственного Театра Наций Елена Носова. – С Новокузнецким драматическим театром нас связывают давние отношения, он не раз участвовал в нашем фестивале, в том числе был победителем. Возможно, когда-нибудь мы и сам фестиваль проведём в Новокузнецке. Что касается лабораторий, у нас их проходит по 6–7 в год в разных регионах страны. В каждый театр отправляется около 50 пьес, из которых театры, зная свою труппу, своего зрителя, выбирают три пьесы, по которым делают эскизы».

Эскизы – главный результат любой театральной лаборатории. «Это тоже тренинг, – подчеркнул Олег Лоевский. – Мы не занимаемся готовым продуктом, у нас нет задачи поставить спектакль. Эскиз готовится за пять дней, ставя целью сугубо профессиональные цели. Мы оставляем эти эскизы театру, а театр вправе решать, что с ними делать – заказать спектакль этим режиссёрам, пригласить их на другой спектакль или забыть как кошмарный сон. Решают это в том числе и зрители, обсуждение эскизов с которыми – очень важный момент лаборатории. После нас также остаются артисты, которые на какое-то время становятся совершенно другими. Тренинги, которые заложены и внутри эскизов, и даются нашими мастерами, дают им возможность узнать себя лучше, раскрыться и попробовать что-то новое».

На этой лаборатории, которая, к слову, опять же впервые, была посвящена современной драматургии, эскизы делали три режиссёра. Михаил Заец из Ростова-на-Дону работал над пьесой Павла Пряжко «Урожай», Артём Терёхин из Красноярска – над пьесой Алексея Житковского «Космос», а Алессандра Джунтини из Санкт-Петербурга – над пьесой Дмитрия Данилова «Свидетельские показания».

Как показывает практика, один-два эскиза из трёх в будущем могут превратиться в полноценный спектакль и остаться в репертуаре, что показала нам история предыдущих лабораторий, которые в новокузнецкой Драме проходят с 2014 года.

Уже самый первый эскиз по пьесе Павла Пряжко «Урожай» был с воодушевлением и очень эмоционально воспринят зрителями, которые смотрели происходящее прямо со сцены, будучи практически вовлечёнными в действие.

Перед нами развернулась история четверых друзей, приехавших собирать урожай яблок в саду и транслирующих это в Интернет. На первый взгляд, нам показали шарж на современное молодое поколение, с его специфической манерой общения и поведения, увлечением гаджетами, игрой на публику и полной неприспособленностью к реальной практической жизни. Многие попались на эту удочку – смех не смолкал в течение всего действия, а во время обсуждения даже прозвучал призыв в обязательном порядке водить на этот спектакль детей, чтобы дать им возможность увидеть себя со стороны.

Конечно, это здесь было, более того – лежало на поверхности. Но увидеть можно было и многое другое, что, к слову показало завершившее эскиз общение со зрителями. Новокузнецкий зритель очень разный – он и иронию с сатирой легко увидит, и до экзистенциальных глубин смысла спектакля доберётся, даже если кому-то кажется, что их там нет.

И вот уже зазвучали мысли столкновении виртуальной и реальной жизни, о мифологическом подтексте происходящего (не случайно, герои собирают именно яблоки), о модели нашей современной жизни (когда любое начинание можно с легкостью превратить в абсурд), о проблемах взаимоотношений.

Актёры, по мнению большинства зрителей, сыграли очень здорово. На самом деле герои в их исполнении при более детальном рассмотрении кажутся не такими уж и пропащими. Они честно пытаются выполнить поставленную им задачу и продолжают это делать, когда всё начинает валиться из рук, искренне переживают друг за друга, поддерживают, радуются, огорчаются. Валера в исполнении Никиты Пивоварова получился настоящим тимлидером – ведёт друзей за собой, планирует, распределяет роли, добывает нужную (и не очень) информацию. У него даже молоток с пассатижами есть с собой, видимо, осознавал всё же, куда именно едет.

Может быть, в чем-то другом эти ребята смогли бы добиться большего, но вся беда в том, что они оказались именно здесь. А в следующий раз вообще собираются делать трансляцию с космодрома, и это их нисколько не смущает! Возможно, в этом главная проблема, которая прозвучала в эскизе, – современный человек слишком часто оказывается не на своём месте, ищет себя и не может в итоге найти.

А может, главная проблема иная. Во время обсуждения было замечено, что многие вещи остались нераскрытыми до конца, на что Олег Лоевский справедливо заметил, что эскиз – это проверка боем, осознание того, с чем можно и нужно дальше работать. Было бы интересно увидеть «Урожай» в репертуаре драмтеатра уже в качестве полновесного спектакля. Может быть, это и произойдёт, ведь в барабане для голосования голосов за «Продолжить работу» после спектакля было намного больше, чем «Забыть как кошмарный сон».


Просмотров статьи: 466