Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Слышать память места»

// Автор: Анастасия ЗЯБЛИЦКАЯ
// Фото: Марии КОРЯГА

В Новокузнецком художественном музее открылась выставка произведений нашего земляка, заслуженного художника России Петра Рещикова, посвящённая его 75-летию.

Пётр Павлович – известный в городе живописец, график, почётный работник культуры Кузбасса, награждён многочисленными дипломами, медалями и другими знаками отличия за творческую и организационную работу. Более 10 лет он возглавлял Новокузнецкое отделение Союза художников России. Его деятельность была отмечена наградами Академии художеств и Союза художников России. Родом из Новокузнецка (в то время Сталинска), он, как и многие его коллеги, в детские годы прошёл изостудию Дворца культуры алюминщиков, а затем – Ярославское художественное училище. Начало самостоятельной работы художника связано с преподавательской и оформительской деятельностью в различных организациях. Довольно поздно, в 36 лет, он стал участвовать в выставках. Хотя до этого произведения творчески плодотворного Рещикова успешно проходили отбор выставкомов и занимали своё место на городских, областных и региональных выставках. Первое его участие в экспозициях датируется 1981 годом. Произведения Петра Павловича хранятся в музеях Новокузнецка, Барнаула, Абакана и частных коллекциях России.

Юбилейная экспозиция Петра Павловича включает в себя более 40 живописных и графических работ, большая часть которых создана в последние пять лет. Выполнены они акварелью и маслом в любимом художником жанре пейзажа.

Искусствоведы, писавшие о работах Рещикова (Лариса Данилова, Татьяна Высоцкая, Валентина Панжинская-Откидач), подчёркивали, что в его пейзажах всегда присутствует человек и «чаще всего не прямо, а опосредованно». То есть художник только тогда вдохновляется на написание картины, когда в ней существует взаимодействие человека и природы. А природа для Рещикова – «лицо одухотворённое». Земля для художника – живое существо, со своим дыханием, своим настроением. И его пейзажи – воплощение духовного родства природы и человека. «Июльская ночь», «Старый дом. Сорвижи», «Июльские поля», «Крым. Батилиман», «Бухта в Батилимане», «Утро на море», «Гроза прошла». От каждой работы веет настроением натуры, которую запечатлевает художник, и настроением самого автора.

– Источник вдохновения для Петра Павловича – впечатление, полученное от встречи с природой. У художника особое зрение, особое поэтическое восприятие действительности, пропущенное через личное субъективное переживание: натура преображается, наполняясь внутренним содержанием, – подчёркивает Евгения Попова, сотрудник музея, куратор выставки.

На открытии экспозиции было отмечено и то, как умело художник считывает особенности и характер каждой местности. Как чутко и пристально вглядывается Пётр Павлович в окружающий его мир, находя мотивы в будничных вещах и вечных красотах родной земли. При этом к каждой теме он подходит по-разному, используя всё богатство выразительных художественных средств. Свой «голос» в произведениях Рещикова обрели Новокузнецк, Тобольск, Алтай, Хакасия, Крым, Байкал.

Работы художника декоративны и звучны по колориту. Фактурным мазком написаны просторы Хакасии. Точен и чёток рисунок храмов и деревянных строений Тобольска. Южный берег Крыма и Байкал более сдержанны по колориту, они выполнены почти гладкой живописью и близки к реалистической трактовке пейзажа. «В пейзажах Рещикова всегда живёт память далёких предков, которые жили в единении с природой, умели подчиняться её мудрости, её законам. Эмоциональное восприятие натуры художником, дарованное ему чувство слышать память места выводит его произведения на уровень философского суждения о мире», – писала когда-то о творчестве художника новокузнецкий искусствовед Валентина Панжинская-Откидач, ныне жительница Санкт-Петербурга. Такое ощущение присутствует и в архитектурных пейзажах, и в деревенских мотивах, и в не раз запечатлённых Петром Павловичем уголках и двориках родного города. Поскольку, как отмечают искусствоведы, главное место в пейзажном творчестве Рещикова занимает городской пейзаж. В основном в изображении видов Новокузнецка. Пётр Павлович создал целую серию пейзажей Кузнецкого района, где он проводит большую часть своего времени и где находится его мастерская. Это и крупные тематические полотна, связанные с индустриальными темами, и виды Кузнецкой крепости как символа истории города, и пейзажи с видом из окна его мастерской, на которых изображены старые дома 1950-х годов «со сложившейся атмосферой уютного, обжитого пространства дворов».

Ещё одна поэтическая характеристика работам художника, данная куратором экспозиции Евгенией Поповой: посетители, глядя на ряд произведений Рещикова, могут убедиться в том, что художник вписывает, буквально погружает в богатство природы прямоугольники типовых городских строений. Словно опоясывает, окружая старые дома города зеленью рощ и синевой небес. Строгую геометрию их двориков живописец способен смягчить изящной пластикой стволов тополей. Свои дворы Пётр Павлович наполняет жизнью – с их человеческой суетой, с деталями и нотками бытия жителей, создавая тем самым живой и близкий образ родного города.

И неудивительно, что многие работы Петра Павловича проникнуты ностальгическим настроением. Это настроение присуще душевному строю художника, ведь он родился в Новокузнецке. И так же, как и многие горожане, был свидетелем бездумного разрушения исторической части Кузнецка. И, как заметила когда-то профессионал-искусствовед Лариса Данилова, заместитель директора по научной работе Новокузнецкого художественного музея, к сожалению ушедшая от нас, в одном из своих эссе о творчестве Петра Рещикова, может быть, поэтому таким привлекательным стал для художника Тобольск. «Старые улочки Тобольска с покосившимися бревенчатыми домами, множество белоснежных храмов хранят историю одного из старейших городов Сибири. Прозрачный, пронизанный светом северный воздух придаёт сияние белостенным церквям и наполняет одухотворённым теплом потемневшие от времени деревянные постройки», – замечает она.

История и родословная наших сибирских городов по-прежнему волнует юбиляра, и потому, как заявили сотрудники музея, знакомство с работами Петра Павловича Рещикова – это возможность увидеть разные уголки нашей страны внимательными, чуткими и влюблёнными в город глазами художника. Выставка продлится до 17 января 2021 года.


Просмотров статьи: 304