Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Акварель любит время»

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Зал ожидания Новокузнецкого железнодорожного вокзала стал ещё одной городской художественной площадкой: пассажиры, «странствующие души», как назвал их один из русских поэтов, ожидающие отходящих в «даль светлую» поездов, могут любоваться творчеством местных художников. 

Напомним, руководство вокзала безвозмездно выделяет в зале ожидания место для проведения выставок городским мастерам. 

Уже несколько живописцев выставляли свои работы в этой созданной экспромтом галерее. На этот раз очередь дошла до Владимира Панина – художника, который отлично работает в двух техниках: масле и акварели, что среди творческого люда большая редкость. Владимир Евгеньевич решил представить публике, коротающей время до отхода поезда, только акварели. 

Искусствоведы называют акварель одной из самых сложных и загадочных художественных техник. «Секрет её, на первый взгляд, прост: растворённые в воде мелко растёртые частицы пигмента создают прозрачный красочный слой, проницаемый для световых лучей. А они, отражаясь от белой бумаги, заставляют звучать цвет. Тайна обаяния, неизменной привлекательности акварельной техники, её вечной молодости и актуальности остаётся неразгаданной. Мягкость переходов и насыщенность колористических созвучий сообщает акварели ни с чем не сравнимые очарование и изысканность», – такую характеристику акварели в одном из своих номеров дал журнал «Третьяковская галерея». Специалисты утверждают, что акварель по-прежнему остаётся уникальной техникой, так как обладает той степенью прозрачности, подвижности и лёгкости, глубины и нежности тона, которые не способны передать другие известные на сегодняшний день краски.

Именно эта «тайна акварельного обаяния» отразилась и в новой экспозиции Владимира Панина. Художник предпочитает в жанре городских пейзажей изображать уголки родного Новокузнецка и, конечно же, любимой им природы, в основном – пригородный ландшафт, так как выезжать далеко на пленэр Владимир Евгеньевич не имеет возможности из-за состояния здоровья. Выезжает разве что на дачу, что находится неподалёку от Новокузнецка. Там в летние месяцы он с женой Ольгой Фирсовной запасается на зиму не только соленьями, но и сюжетами для будущих работ. 

Причина того, что Владимир Панин не в состоянии осилить дальние маршруты, одна: он – художник с ограниченными возможностями, около пяти лет состоит при городском обществе слепых. Этот факт у многих вызывает удивление. Как он, слепой художник, пишет картины! 

– Приспособился. У меня нарушено центральное зрение, и потому контуры предметов и силуэты я различаю боковым зрением. Я ещё способен видеть и различать краски. Пусть даже подёрнутые густой туманной дымкой. А они, краски, по давней, выработанной годами привычке и ведут меня за собой, помогая моей руке выписать задуманный сюжет картины, – признаётся художник.

Сам Владимир Евгеньевич родом из Ленинска-Кузнецкого. Рисованием увлекался в детстве. Принимал участие в творческих конкурсах, художественных выставках, в оформлении школы к различным праздникам. Его трудовая биография началась сразу после окончания школы, он работал горняком на шахте «Комсомолец». После службы в армии, вернувшись на родную шахту, уже не спускался в забой, а стал работать художником-оформителем. Одновременно окончил заочный народный университет искусств имени Крупской в Москве. И хотя один французский живописец утверждал, что для того, чтобы освоить технику акварели, нужно время, Владимир Евгеньевич осваивал её буквально экспромтом. Она «пошла» у него как-то легко и свободно. «Хотя техника эта довольно непростая. Картину, написанную маслом, можно легко поправить мастихином, убрав ненужную краску, а вот акварель – дело деликатное. Акварельные работы такой правке не поддаются. Как легло на бумагу красочное пятно, так оно и впишется в сюжет произведения. Так что акварель лучше не дописать, чем «переписать». Иначе запросто можно переборщить с красками», – отмечает Наталья Моисеева, сотрудник библиотеки имени Гоголя и куратор выставок в зале ожидания Новокузнецкого железнодорожного вокзала. 

Много времени для того, чтобы усвоить уроки для овладения этой техникой, Владимиру Евгеньевичу не понадобилось. Его первая любительская выставка, которая прошла во Дворце культуры «Комсомолец» в 1979 году, состояла только из акварельных работ. И это начало новичка в художественном мире также было в некотором роде воспринято с удивлением: «Надо же, не успел появиться, и сразу же – акварель!» – отмечали знающие толк в этой технике. 

Через три года после своей первой выставки Владимир Панин переехал в Новокузнецк, где поступил в педагогический институт. После его окончания работал в школе №52 преподавателем по технологии, на целых двадцать лет забыв о своём увлечении живописью. Однажды Владимир Евгеньевич увидел работы участников творческого объединения «Палитра» при Гоголевке и решил присоединиться. Здесь под руководством искусствоведа Галины Ивановой познакомился с другими городскими художниками-любителями. Были совместные поездки на пленэр, уроки мастерства, начались его собственные персональные выставки. «Я люблю работать в коллективе», – признаётся художник.

В настоящее время Владимир Евгеньевич, член регионального творческого объединения «Сибирские просторы», принимает участие во всех городских выставках. На его счету более двадцати персональных экспозиций. Его работы были представлены на двух международных выставках в Москве. Одна была посвящена творчеству Ивана Бунина, другая – поэтам Серебряного века. Согласно конкурсным заданиям надо было написать картины по тематике их произведений. Дважды становился победителем конкурсов, посвящённых 400-летию Новокузнецка. В 2016 году был назван дипломантом областного конкурса «Преодоление». Через год был награждён «Орденом Почёта Кузбасса». При вручении награды прозвучали такие слова: «Ну какой же вы инвалид, когда пишете такие картины! А впрочем, сила духа человека способна и не на такое…»


Просмотров статьи: 322