Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Мамонт в огороде!

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Татьяна КЛЕМЕШЕВА

 

Эта история с палеонтологическим уклоном началась около сорока лет назад. Разговоры о том, что на территории, где расположен наш город и, в частности, Дальнее Куйбышево, «какие-то» десятки тысяч лет назад жили мамонты, ходили давно. Жители частного сектора, расположенного между бывшими шахтами имени Димитрова и «Западная», издавна находили на своих огородах кости и зубы огромного зверя. Предполагали, что принадлежат они мамонту, жившему здесь в период палеолита. Теория подтверждалась и тем, что почти одновременно в самих шахтах во время добычи угля горнякам попадались бивни этого животного. 

Англичанин постарался!

Одни «счастливчики», нашедшие эти костяные останки вымерших древних животных, хранили их в качестве домашнего раритета. Другие за ненадобностью в хозяйстве выбрасывали. Подтверждением тому, что палеонтологические реликты в этих местах не были редкостью, служило и название улицы. В отличие от чисто шахтёрских – Стволовой, Лавной, Штрековой, Параллельной, Гористой, расположенных вблизи шахт, она, видимо, не случайно была названа в честь английского учёного Чарльза Дарвина. Он первым в истории естествознания пришёл к выводу, что все живые организмы эволюционируют. 

Доказательством тому, что такое «имя» улица носит не зря, стала очередная находка. В 1981 году на Дарвина, 9 были обнаружены останки мамонта. Свидетелем важного события оказался в то время семнадцатилетний житель дома Евгений Федосов. Произошло это во время хозяйственно-бытовой аварии: у дома, прямо на огороде прорвало водопровод. Чтобы найти причину утечки воды, стали рыть яму. И неожиданно на глубине в два метра острие лопаты наткнулось на что-то твёрдое. Затем ещё и ещё… Так, постепенно выкопали и достали из-под земли огромные кости, как целые, так и осколки, а также прекрасно сохранившиеся зубы, принадлежащие какой-то «зверюге-громадине». Долго гадать не пришлось. Один из землекопов – Алексей Бочарников был человеком начитанным, увлекающимся историей и палеонтологией. Мужчина сразу же сообразил, какому вымершему животному они принадлежат. И чьи останки жители шахтёрского посёлка находили до этого. Однажды, как позднее вспоминали бывшие жители этих мест, при прокладке водопровода на этой же улице обнаружили ещё одну находку времён палеолита. Поначалу думали, что лопата упёрлась в какой-то сук дерева. Оказалось, нашли бивень мамонта. 

Все найденные у дома №9 на улице Дарвина кости в семье Федосовых собрали в объёмную ёмкость и затем хранили в кладовке. Любопытство, конечно же, по поводу обнаруженного в земле реликта одолевало жильцов дома. Тем более, они хотели удостовериться в исключительности найденного ими «клада» костей. А для этого нужно было подтверждение специалистов. И тогда старшая сестра Евгения – Надежда, взяв один из выкопанных зубов, обратилась за разъяснением в Новокузнецкий краеведческий музей. Ей там подтвердили: да, зуб, действительно, принадлежит мамонту. «И ничего удивительного в этой находке нет. Вот, недавно на угольных карьерах неподалёку от Листвягов откопали чуть ли не целого мамонта. Так что на этот раз и вам повезло!» – прояснили ситуацию Надежде Васильевне. 

«И – тишина!»

В семье Федосовых после визита к краеведам думали, что их находкой непременно заинтересуются специалисты. А значит, и возле их старинного дома, который ещё в 1939 году построил дед Григорий Васильевич Федосов, начальник одного из участков шахты Димитрова, в интересах науки палеонтологии проведут капитальные раскопки. Чтобы достать из-под земли остальные кости… Возможно, даже не одного вымершего животного. Но время шло. Никто к Федосовым с предложением о поиске палеонтологической древности так и не обратился. И найденные кости, хранившиеся в тазу, стали постепенно расходиться «по людям». Раздавались на сувениры; уносились ребятишками в школу, чтобы те могли похвастать ими перед одноклассниками. 

Через некоторое время шахта имени Димитрова и «Западная» были закрыты, а жителей улиц на этой отработанной шахтовой территории стали переселять в новые квартиры. Частные дома-засыпухи без хозяйского догляда разваливались, засыпались, а затем вообще перестали существовать. На их месте сегодня вымахали заросли из крапивы и тальника. Однако дом под номером 9 на улице Дарвина сохранился. Бревенчатое строение, в стенах которого выросли восемь детей и несколько внуков деда Григория Федосова, по-прежнему цело и ещё относительно крепко.

Челюсть маленького гиганта

После той первой находки прошли годы. Однако Евгений Федосов, который в юности стал свидетелем изъятия из-под земли на огороде дома костей мамонта, в 2002 году решил вновь, теперь уже самостоятельно, провести в этом месте раскопки. И вновь на глубине в два метра наткнулся на древние останки. На этот раз он обнаружил хорошо сохранившуюся нижнюю челюсть мамонтёнка. Пригласил на место научного сотрудника музея-заповедника «Кузнецкая крепость» Николая Кузнецова. И тот подтвердил: челюсть, действительно, принадлежит мамонту, только маленькому. 

Но дело с продолжением поиска костей древних животных так и не сдвинулось с места. Челюсть мамонтёнка осталась на хранение у Евгения Федосова. Время шло, а «добытчик древних реликвий» не успокаивался. И как только представлялся случай – рассказывал о найденных на огороде «косточках». Таким образом, пусть и через тринадцать лет, находкой заинтересовалось областное телевидение. Вскоре вышел телесюжет, и о найденной челюсти мамонтёнка узнал весь Кузбасс. И снова на целых пять лет всё затихло. К лежащим в земле, – причём, довольно неглубоко, – костям мамонта интерес из местных научных кругов никто так и не проявил. 

«Копать как можно глубже…»

В конечном итоге на днях Евгений Федосов решил организовать собственную народную акцию под лозунгом «Копаем мамонта!». Чтобы силами друзей, знакомых и просто желающих потрудиться во славу сибирской науки палеонтологии на раскопках, наконец-то, достать из-под земли хранящийся там веками реликтовый скелет. Возможно, даже не один. «Есть предположение, что здесь может залегать целое кладбище мамонтов. И потому всего и надо-то – копать как можно глубже», – уверен Евгений Федосов. Сегодня он не теряет надежды обустроить в отдельной, оставленной хозяевами избе свой собственный для посещения любознательных экскурсантов музей. Тем более экспонатов, в том числе шахтёрского быта прошлого столетия, у него уже собрано немало.  

На помощь энтузиасту-изыскателю пришли его одноклассницы, что много лет назад жили на этих, уже ушедших в Лету улицах. Они учились с Евгением в школе №39 Куйбышевского района. И, конечно же, с детства были знакомы с рассказами о палеонтологических находках, как на огородах, так и в шахтах. Сплочённая «школьная» компания в составе Татьяны Чуруксаевой, Ларисы Кутузовой, Нелли Нугмановой, Ирины Колычевой, а также друга и соратника по спорту Владимира Козулина, взяв в руки лопаты, стали вести раскопки. На том же самом месте, где 18 лет назад Евгений Федосов нашёл челюсть мамонтёнка. Их труды не пропали даром. После трёх часов непростых земляных работ они наткнулись на осколок мамонтовой кости, а также на небольшой фрагмент угольного пласта, свидетельствующего, что эти животные в нашем шахтёрском крае – обычное явление. Так что перспективы в поиске мамонтовых «залежей», решили энтузиасты раскопок, у них есть. И обнаружить древнее «ископаемое» в их общий выходной, а это – каждое воскресенье, вполне возможно. 


Просмотров статьи: 1065