Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Подросток – натура тонкая

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Подростковый возраст считается одним из самых неуравновешенных и потому опасных. Порой несовершеннолетние, предоставленные сами себе, не контролируемые законными представителями, в основном из неблагополучных семей, могут совершать противоправные действия. А чтобы малолетний правонарушитель и дальше не покатился по наклонной, с ним начинают работать сотрудники Центров временного содержания для несовершеннолетних в структуре управлений МВД России. В Новокузнецке такой Центр располагается в Заводском районе. Сегодня, в столь непростое время режима самоизоляции, «сложным ребятам» уделяется особое внимание. 

Экскурс в историю

Необходимость открыть в нашем городе учреждение, которое взяло на себя заботу о детях – сиротах и беспризорных – возникла в годы Великой Отечественной войны. Так, в 1942 году в Сталинске (Новокузнецке) в деревянном бараке в районе Советской площади Старокузнецка (нынешний Кузнецкий район) был открыт Сталинский детский приёмник. Кроме детей-сирот, были там и ребята, которые рванули на фронт искать своих родителей или стремящиеся повоевать с фашистами рядом со своими отцами. Беглецов снимали с товарных вагонов и привозили назад.

В 70-80 годы, в начале перестройки в приёмник поступало большое количество детей, чьи родители были лишены родительских прав. Детских домов было мало. Ребята задерживались в приёмнике до 3-6 месяцев, а иногда и больше. Одна лишь младшая группа, состоящая из детей от 3 до 10 лет, содержалась постоянно в количестве 25-30 человек. Из подростков основной контингент составляли безнадзорные и беспризорные. Зачастую это были запущенные, ни семье, ни школе не нужные ребятишки. В январе 1981 года детский приёмник был переименован в приёмник-распределитель для несовершеннолетних. Из него детей-бегунков направляли в специальные школы, училища, а также домой – по всему Советскому Союзу: от Ленинграда и Риги до Владивостока, Майкопа и Грозного до Ташкента. Серьёзные изменения в его работе произошли в конце прошлого столетия. В связи с принятием Федерального закона №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» приёмники-распределители были реорганизованы в Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

«У каждого свой крутой нрав»

Сегодня в Центре, расположенном в просторном здании и рассчитанном на 33 места, созданы все условия для организации воспитательной и профилактической работы. В него доставляются несовершеннолетние правонарушители в возрасте от 7 до 18 лет. Ещё недавно в Центре находились 28 воспитанников. В настоящее время в связи с возникшей ситуацией их, конечно же, гораздо меньше.

– Сотрудники относятся к воспитанникам с заботой. Так, чтобы наши подопечные ощущали тепло и уют. Чувствовали, что им, пусть уже и преступившим закон, желают только добра. Наши воспитатели верят в то, что, однажды оступившись, они уже никогда не встанут на путь правонарушений. Это даётся нелегко, так как многие подростки в свои 10-14 лет уже обижены на жизнь, повидали многое и при этом не самое лучшее, – отметила майор полиции Екатерина Беляева, начальник Центра. При этом каждый поступивший сюда подросток, зачастую против ожидания (иной раз пугает само название учреждения), – попадает в обстановку психологического комфорта. У ребят, находящихся здесь по решению суда либо по постановлению руководителя органов внутренних дел, уполномоченного сотрудника органов внутренних дел, проходит социально-педагогическая реабилитация в течение 30 суток, с ними проводят индивидуальную профилактическую работу. В Центр могут быть помещены и иногородние несовершеннолетние, с целью установления личности либо до передачи законному представителю. К слову, ситуации бывают разные. Одну новосибирскую беглянку-правонарушительницу пришлось содержать и воспитывать на протяжении всего месяца. Поскольку родительница отказывалась за ней приезжать. Большинство правонарушителей попадают сюда за кражи, угоны автотранспорта, редко – за побои и грабежи. Причём, дети не только из неблагополучных семей. Центр в Новокузнецке – единственный на юге Кузбасса, поэтому находиться в нём могут юные жители Новокузнецка, Прокопьевска, Киселёвска, Калтана, Осинников, Междуреченска, Мысков, Таштагольского и Гурьевского районов.

Дисциплина и режим – залог успеха

Жизнь в Центре идёт в закрытом режиме, по прописанному и утверждённому строгому распорядку дня. Здесь ребята в трёх уютных оборудованных классах проходят дистанционное школьное обучение. По скайпу даётся задание, выполняются уроки. Проводятся ежедневные прогулки с играми на спортплощадках, а также с настольным теннисом и шахматами. Есть библиотека с разнообразной по тематике детской литературой. Комфортная столовая, где детей кормят 5 раз в день. Медицинский кабинет и изолятор, в который могут поместить заболевшего воспитанника. В Центре проводятся занятия общественно-нравственного, правового и патриотического направления. Для бесед о здоровом образе жизни приглашается врач-нарколог и батюшка из Храма Святого пророка Ильи. Для разговора по душам оборудована собственная молельная комната, в которой проводится, в том числе и обряд крещения с присутствием родителей. (Передачи и свидания с близкими родственниками в Центре не ограничиваются). И, конечно же, кабинет для психологической разгрузки со штатным специалистом-психологом и различными тренажёрами. Неудивительно, что у воспитанников Центра, этих любителей неограниченной свободы, в столь закрытом пространстве случаются нервные срывы. И потому задушевные встречи, беседы необходимы для юных правонарушителей, практически каждый из которых норовит проявить свой необузданный нрав.

Рождение талантов

Многие из детей здесь впервые знакомятся с творчеством, начинают проявлять всевозможные таланты. Они рисуют, создают декоративные поделки, выпиливают и выжигают по дереву и даже музицируют, организуют праздничные концерты для сотрудников учреждения. Так, десятилетний Максим из Прокопьевского района, который был направлен в Центр за угон автомобиля, признается: «Ну да, бывает, что «косячу». Но мне очень покататься захотелось! Да я бы потом машину вернул!» – поясняет он. Здесь, в Центре, мальчик довольно неплохо научился играть на фортепиано, благодаря занятиям со старшим воспитателем Светланой Кобловой. Максим уже не раз исполнял музыкальные произведения на концертах, которые устраиваются в Центре. «Большинство своих талантов несовершеннолетние обнаруживают именно здесь, в стенах нашего учреждения, где проводится работа, направленная на всестороннее развитие личности», – утверждает Светлана Александровна. Есть даже занятия по профориентации, для проведения которых Центр организует выездные экскурсии, мастер-классы в профориентационных организациях. Из трудового воспитания в силу специфики закрытого учреждения со строгой дисциплиной – лишь забота о комнатных растениях.

В Центр временного содержания доставляются и несовершеннолетние, которых направляют в спецучреждения закрытого типа, в основном в Калтанское спецучилище. Многие ребята по завершению срока пребывания в них берутся за ум. Другим же требуется более длительное время на социально-педагогическую реабилитацию.

– Несмотря на то, что мы – воспитатели в погонах, и в нашем Центре введён закрытый режим, строгий распорядок дня и осуществляется видеонаблюдение, мы не относимся к системе наказания. Мы – учреждение, созданное для профилактики правонарушений. И было бы неплохо это уяснить и судьям, которые в последнее время стали исключать из своей практики направление в наш Центр несовершеннолетних. Очевидно с пристрастием понимая само это словосочетание – «Центр временного содержания». Уж слишком строго и неблагозвучно оно звучит для уха постороннего! Нарушителей после судебного заседания отправляют по семьям, в ту же среду и в те же условия, из которых они вновь убегают на улицу, где ждёт их опасность, как для собственной жизни, так и для жизни посторонних для них людей. Потому что попадают в стрессовую ситуацию, которая вновь может спровоцировать правонарушение. Для того чтобы избавить многих от разного рода предубеждений по поводу нашего учреждения и содержания в нём подростков, мы приглашаем, в том числе и общественные организации, посетить его, – подчёркивает Екатерина Беляева. 

После экскурсии по Центру у нас и впрямь создалось впечатление, что за казённой сухостью самого названия учреждения не видно самого главного, что здесь есть: заботы, доброты, внимания, гуманности. 

Да и сами воспитанники, узнав за эти 30 дней хорошее к ним отношение, начинают понимать: жизнь неоднозначна, и в ней есть светлая сторона.


Просмотров статьи: 714