Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Спасибо за живую память!»

Газета «Новокузнецк», выпуск №13 (1061)  //  Рубрика: 75 лет победы в Великой Отечественной войне

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Наша газета в предыдущем номере уже рассказывала о городской социальной акции «Собери посылку ветерану», посвящённой приближающему юбилею Великой Победы. О том, что к ней по-своему, тепло и по-семейному присоединилась чета Шеяновых – участники конкурса «Молодая семья Новокузнецка – 2020». В фойе одного из городских фитнес-центров они в форме театрализованного представления организовали сбор вещей и продуктов для последующего формирования посылок и развоза их по адресам. 

Жители города охотно откликнулись и приносили продуктовые наборы, поделки, рисунки и трогательные письма благодарности за подаренную Победу и, в конце концов, жизнь. Тем более узнав, что посылки до адресатов дойдут оперативно. Поскольку развозить их по домам участников Великой Отечественной и тружеников тыла ребята начали сразу же после сбора, без каких-либо посредников. С помощью друзей, на их личных автомобилях. «Много трогательных моментов было во время сбора. Удивился, когда представители одного из городских спортивных сообществ принесли в дар ветеранам три огромных коробки с тушёнкой! Приходили с подарками актёры театра «Синтезис». Футболисты и каратисты, спортсмены хоккейного клуба «Металлург». Некоторые просили взять их с собой, когда будем развозить посылки, чтобы лично поблагодарить ветеранов. Нас поддерживали и наши соперники по конкурсу – молодые семьи, с которыми мы за это время сдружились. Спортсмены-регбисты, среди которых были ребята-грузины, с удивлением рассматривали настоящую военную советскую каску и солдатский ремень тех лет, которые были использованы нами как реквизит», – признаётся Пётр Шеянов. 

В общей сложности в течение недели под руководством молодой семьи Шеяновых набралось 50 полноценных, с самым разнообразным содержанием, вплоть до антисептиков и медицинских масок, сладостей и шампуней, фирменных, с военной победной символикой посылок. И это помимо продуктовых наборов, рисунков и писем, которые также содержали аккуратные объёмные почтовые ящики. 

Для многих ветеранов визиты участников акции стали приятным сюрпризом. «Не ожидали такого внимания, ребята!» – смущённо говорили они, когда к ним в гости с посылками заезжали Пётр Шеянов и в качестве «группы поддержки» Николай Заливин, председатель Совета молодёжи Куйбышевского района, а заодно, в этом году – дублёр главы Кузнецкого района. И, конечно же, благодарили, как инициаторов акции, так и жителей города. Отозвавшихся на призыв молодой семьи и их друзей: «Спасибо вам за живую память!»

От подобного всеобщего внимания смутилась и труженица тыла Надежда Павловна Кортелева, жительница Кузнецкого района. В годы Великой Отечественной войны 20-летняя девушка, отличная швея, получила бронь. Её задачей стало шить для фронта солдатское обмундирование. Швейная мастерская находилась в одном из дальневосточных леспромхозов под названием «Оборской». Перед войной Надежда окончила швейный техникум в городе Благовещенске. «Работали мы, 10 молодых девчат-швей, в две смены по 12 часов. Строчили, изготавливая тёплое бельё для солдат на ножных машинках «Зингер». Шили и сложное обмундирование, мундиры и галифе, с разными карманами. Их нам приходилось выстрачивать точно по лекалу. Трудно давалось и нижнее бельё. Оно было без пуговиц, на подвязках-верёвочках. А прошивать каждую из них – такая трудоёмкая работа! С тех пор у меня пальцы на руках, порой, крючком сводит», – вспоминала о тех днях Надежда Павловна, которая через год будет отмечать столетие. Военное шитьё-бытьё сказалось не только на пальцах рук, но и на зрении молодых швей. Поскольку мастерская находилась в подвале. Электростанция в леспромхозе была слабоватой, едва-едва «тянула». Жили впроголодь: рабочим леспромхоза полагалось в день 400 граммов хлеба, детям – 200 граммов. А швеи были – нечто среднее между рабочими и детьми. Но зато хорошо выручали огороды и тайга, которая окружала леспромхоз. Там же, в «Оборском», Надежда вышла замуж за строителя-монтажника. И, согласно профессии мужа, семью судьба стала бросать после окончания войны во все стороны света. На строительство, возведение и восстановление различных «объектов» по всей стране. Где только они не побывали! Пока не приехали в Новокузнецк. И здесь Надежда Павловна устроилась на швейную фабрику при ферросплавном заводе. Шили заново и ремонтировали прежние спецовки для рабочих. 

Из четырёх детей семейства Кортелевых остались две дочки (обе, старшая и младшая, сегодня в возрасте), а вот двое средних сыновей, к сожалению, умерли. Зато у Надежды Павловны сегодня богатое «наследство»: внуки, внучки, четыре правнучки. Поначалу она попыталась отнекиваться от посылки: «Зачем? У меня ведь всё есть!» – но потом обрадовалась: «Хорошо, что и меня, труженицу тыла, скромную швею, помнят!»

Удивился и порадовался вниманию молодых участников акции и Николай Данилович Макаренко, которому пришлось после Победы в Великой Отечественной повоевать с милитаристской Японией на Дальнем Востоке снайпером. «Нас ещё перед войной, когда мы жили в Алтайском крае, приезжал в село тренировать стрельбе из винтовок один военный. Нам, мальчишкам-подросткам, тогда всё это было интересно и занимательно. Мы и не предполагали, что эта учёба потом пригодится на войне», – вспоминает ветеран. Николай Данилович на память не жалуется. «Мне все те военные эпизоды не забыть. Я помню даже, как мы смотрели с жалостью на тех японских солдат, которым в случае чего надо было делать харакири – разрезать себе живот. Они были такими же солдатами, как и мы. И они тоже жить хотели. Но их заставляли воевать. Стрелять в них мне приходилось с укрытия. Хорошо окапываться. Но, тем не менее, и меня, снайпера, обнаруживали. По тебе бьют, а ты всё равно стреляешь!» – делится он пережитым. Особенно врезался ему в память такой случай. Им согласно приказу пришлось занять оборону, окопаться. Начался бой, и тут все спохватились: снарядами-то для миномётов и пушек их по чьей-то халатности забыли снабдить! Так и оказались беззащитными перед японцами. «По нам «лупят», а у нас снарядов нет! Мы только, знай, уворачиваемся. Тогда половина из наших в том бою полегли. Я запомнил глаза одного молоденького парнишки-горноалтайца. Ему японским снарядом разворотило бок. Он раненый бросился, было, бежать, но успел только крикнуть: «Ой, мама!» И всё! Упал замертво. И такое головотяпство командования, а не только героизм, случались на войне», – говорит Николай Данилович. Его тоже ранило в том бою: «Я тогда, лёжа, в земле хорошо окопался. Снайперская выучка сказалась. Но с годами ничего не забывается. Как разбередится это дело, как заплачет душа!» – смахивает он со щёк нежданную слезинку. 

После лечения в госпитале Николай Макаренко был отправлен домой, в Алтайский край, в свою родную деревню – хлеб растить. Война для него закончилась. Проработал долгие годы механизатором-комбайнёром. Вместе с женой воспитали четверых детей, которые выросли и переехали в Новокузнецк жить и работать. А потом и родителей сюда перетянули: «Нам, старикам, там одним стало тяжеловато домашнее хозяйство держать!» – отмечает Николай Данилович, дедушка пятерых внуков. Старшие из них тоже, как раз из того самого молодого поколения, представители которого и пришли к нему с подарками и благодарностью за подаренную жизнь. 


Просмотров статьи: 686