Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Банная «стратегия»

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Автор

Необычную мемориальную доску открыли в Новокузнецке на прошлой неделе. Она расположена на заборе, огораживающем территорию здания на Курако, 34. В этом месте во времена Кузнецкстроя была построена и впоследствии работала на протяжении нескольких десятков лет первая городская баня. Памятный знак призван напоминать жителям об истории одного из важнейших в те годы стратегических объектов в городе.

История изготовления и установки мемориальной доски началась с того, что старожил Новокузнецка Виктор Щербаков, ветеран рельсобалочного цеха Кузнецкого металлургического комбината, предложил через нашу газету проложить и обустроить «Историческую тропу» в рамках празднования 300-летия Кузбасса. Для этого он организовал для нас прогулку по городу, а вернее, по участку старого Сталинска. И наглядно, с живыми деталями, рассказал об уголке, где он когда-то провёл своё детство и молодость. «Сейчас в этом квартале улиц Орджоникидзе, Казарновского, проспекта Курако и проезда Колхозного многое изменилось. Но неплохо было бы по маршруту этой «Исторической тропы» поставить таблички с указанием, что было раньше на этом месте. Ведь проходит время, и уходим мы, старожилы, в душах и памяти которых ещё живы воспоминания о том или ином уголке города. И неплохо было бы, чтобы и наша молодёжь знала, что находилось когда-то на месте новых современных зданий», – предложил Виктор Николаевич, который затронул в своих воспоминаниях период времени с начала 40-х и до конца 50-х годов прошлого века.

Следствием такого путешествия «по волнам памяти» стали три больших материала, напечатанных в нашей газете под общим названием «Последний из могикан». На публикацию откликнулись в администрации Центрального района. Руководитель администрации Николай Маслов и начальник отдела жизнеобеспечения Лев Ярковский решили поддержать идею старожила и оказать помощь в установлении мемориальной доски на маршруте «Историческая тропа». К этому важному делу по сохранении памяти об истории города подключили художников-оформителей Ирину Рябову, Вячеслава Миклина и Павла Журавлёва.

Открывали памятный знак в присутствии представителей администрации Центрального района, научно-технического музея имени Бардина, свидетелей тех лет и, в частности, Виктора Щербакова. Виктор Николаевич пришел на церемонию вместе с большим портретом своей матери – Анны Ивановны, которая в своё время работала в одном из банных отделений.

По словам Людмилы Дубровской, сотрудника научно-технического музея имени Бардина, мемориальная доска появилась как нельзя кстати. В этом году исполняется 90 лет с начала земляных работ на строительстве Кузнецкстроя. В те годы сюда в огромном количестве приезжали вместе с семьями те, кому предстояло возводить металлургический гигант. Жить приходилось в землянках, тесных бараках и даже под телегами. В полной антисанитарии заводились спутники тифа и прочих заболеваний – вши и блохи. И потому, прежде чем отправлять на стройку всех вновь приезжих, их вместе с одеждой «пропускали» через небольшое здание дезинфекции. Построено оно было на берегу чистой и полноводной в то время Абы.

Количество приезжающих на стройку росло в геометрической прогрессии. И вскоре здание дезинфекции пришлось расширить и переоборудовать в первую в городе баню, с отделениями – помывочным, прожарки и стирки. Здесь также стирали рабочую спецодежду для 32 тысяч строителей и работников Кузнецкстроя.

Баня в то время считалась одним из важных стратегических объектов – благодаря её работе в городе могли сдерживать и предотвращать различные эпидемии. А это было очень важно, поскольку на начальном этапе строительства КМК на 15 тысяч человек приходился только один, первый в городе врач – Г. И. Шмуйлович, приехавший вместе с женой на Кузнецкстрой в мае 1929 года.

И хотя баня работала с 8 часов утра до 23 часов вечера, всех желающих помыться она не вмещала. Сюда всегда были огромные очереди. И потому для посещения банных отделений для внеочередной помывки ударникам труда выдавались специальные книжки, в которых в числе прочих числился этот «бонус». Многих рабочих КМК, чтобы не томить их ожиданием в очередях, вывозили на реку, чтобы те могли смыть с себя пот и грязь после рабочей смены.

– Со временем, в 50-х годах, баня приросла буфетом, в котором продавалось прохладное пиво и большие вкусные пироги, стоящие буквально гроши. Баня принимала статус и вид одного из главных культурных заведений города, с благоустроенным, засаженным зелёным палисадником двором. Недаром её сравнивали с московскими Сандунами. Помывочные процедуры здесь проходили и новобранцы, будущие солдаты Советской Армии, приезжающие в город из близлежащих деревень. Причём, дожидаясь своей очереди в помывочное отделение, им приходилось ночевать на крышах местных погребов, которые в то время вместе с бараками окружали баню в Колхозном переулке. Там стоял и наш барак. Мы там жили и тоже за неимением условий дома посещали эту баню, – рассказал Виктор Щербаков.

Надо отметить, что бывшее здание бани неплохо сохранилось до сих пор – пусть и порядком облупленное, но всё ещё довольно крепкое. Оно находится на закрытой территории некоей частной организации, о предназначении которой не ведают даже охранники. В настоящее время «раритет» окружают кучи мусора и земли, которую сюда свозят для неизвестных целей. «Нам бы очень хотелось, чтобы здание с таким богатым историческим наследием уцелело и осталось в качестве своеобразного памятника о временах Кузнецкстроя», – заметила Людмила Дубровская.


Просмотров статьи: 941