Новокузнецкое городское телерадиообъединение

От учительского института до академии

// Автор: Александр ШПРИНГЕР
// Фото: новокузнецк400.рф

В День знаний среди прочих педагогических юбилеев особняком стоят сразу два, связанных с зарождением высшего педагогического образования не только в Новокузнецке, но и в Кузбассе в целом.

80 лет назад, 1 сентября 1939 года, по решению Совнаркома РСФСР в Сталинске на базе педучилища открыт двухгодичный учительский институт. А через пять лет, 1 сентября 1944 года, появился и Сталинский (в последствии – Новокузнецкий) педагогический институт (НГПИ). Сегодня эти даты воспринимаются с некоторой грустью – как самостоятельный этот вуз до нынешнего юбилея, увы, не дожил, растворившись среди факультетов НФИ КемГУ в 2014 году.

О насыщенной и непростой истории первого педагогического вуза Кузбасса мы поговорили с Сергеем Ильичом Иванищевым, кандидатом филологических наук, доцентом, членом-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования, отличником народного просвещения РСФСР. Долгое время он работал на факультете русского языка и литературы, 6 лет был его деканом, затем 11 лет – проректором по учебной работе. Помимо своей основной работы активно собирал и систематизировал материалы по истории вуза, родного факультета, его кафедр, стал составителем книги «Кузбасская государственная педагогическая академия. Страницы истории», соавтором (вместе с Н.В. Орловой) сборника «Служили и служим Кузбасской государственной педагогической академии».

Начало начал

Что представлял собой институт 80 лет назад и насколько он был необходим городу? К тому моменту Сталинск уже стал третьим по значимости (после Донбасса и Урала) центром чёрной металлургии в стране. Интенсивно развивалась угольная промышленность, росли соседние горняцкие города – Прокопьевск, Киселёвск, активно формировалась инфраструктура Кузбасса. Одна за другой в Сталинске и окрестных городах и посёлках открывались школы, но учителей для них катастрофически не хватало. Поэтому появление педагогического вуза в городе стало более чем закономерным.

«Сначала в нём было всего четыре факультета: физико-математический, естественно-географический, русского языка и литературы, исторический, – рассказывает Сергей Ильич. – Первым директором стал Михаил Ковалев, возглавлявший до этого педучилище. На его плечи легли тяготы, сопровождающие начало любого большого дела: решение кадровых вопросов, налаживание учебного процесса и обеспечение института всем необходимым. Основной костяк педагогического коллектива составили М.В. Васильева, Н. А. Малкова, С. А. Меделян, А. А. Мытарев, В. И. Панов, В. А. Суворова, Н.П. Шемякин и другие. Многие перешли сюда из педучилища. Ни одного кандидата наук среди первых преподавателей учительского института не было. Обучение шло два года, первый выпуск пришёлся на суровый 1941 год. Почти все выпускники, как и некоторые преподаватели, ушли на фронт, многие погибли».

Ещё шла война, а страна уже думала о будущем. По распоряжению Совета народных комиссаров СССР от 3.05.1944 г. Сталинский учительский институт был преобразован в Сталинский государственный педагогический институт.

«Институт – ровесник Кемеровской области, и его развитие отражает историю развития среднего профессионального и высшего образования в регионе, – подчеркивает Сергей Ильич. – Выпускники Сталинского, а позднее Новокузнецкого государственного педагогического института работали и работают во всех вузах Кузбасса, многие стали кандидатами и докторами наук, руководителями образования области, городов и районов, кавалерами государственных наград».

От ректора к ректору

После войны пединститут начинает стремительно развиваться. При ректоре Н.Н Чистякове в 1952 году появляется факультет иностранных языков, в 1959-м – индустриально-педагогический; открывается аспирантура по трём специальностям: общая педагогика, русский язык, математика; увеличивается набор студентов, число преподавателей и их квалификация. В 1956-м рядом с главным строится новый корпус, позже их соединят переходом в единое целое.

После ухода Н.Н. Чистякова на повышение в Кемерово ректором НГПИ в 1963 году становится С.И Родионов, при котором продолжают наращиваться мощности института: создаются новые лаборатории, мастерские, увеличивается книжный фонд библиотеки, растёт набор студентов. Институту катастрофически не хватает площадей, поэтому город передает ему старое здание школы №8, помещение, предназначенное для магазина на проспекте Курако. Кроме того, для проведения занятий приспособили часть общежитий.

 С 1967-го по 1983-й ректором НГПИ является Рэм Леонидович Яворский, оставивший яркий след в истории вуза. При нём открываются новые специальности и факультеты (физической культуры, педагогики и методики начального обучения); строится новый корпус для геофака со спортфаком, общежития на улицах Лазо и Покрышкина. В 1972 году институту передается старое здание школы №26, ставшее на долгие годы домом для факультета русского языка и литературы. Факультет иностранных языков же переезжает в старое здание школы №72.

«Эти годы отличаются сплочённостью, мобильностью членов ректората, – вспоминает Сергей Иванищев. – Объясняется это тем, что проректоры Реморов Николай Борисович, Дискант Владимир Иванович, Кабин Валентин Александрович не только понимали друг друга с полуслова, но и никто из преподавателей, обратившихся с просьбами в ректорат, не оставался без ответа. Коллеги вспоминают, что Яворский отличался редкой по тем временам для крупного руководителя демократичностью. Он был прост в общении, свободен от бюрократических замашек. В ректорате, конечно, были часы приёма, но прийти с просьбой можно было вне их».

Будучи ректором Рэм Леонидович продолжал преподавать, возглавлял городское правление общества «Знание», вёл активную партийную работу, избирался депутатом городского Совета. Гигантская нагрузка, осложнённая последствиями военных ранений, губительно сказалась на здоровье, в 1983 году он оставляет должность ректора, а в 1989 году, после инфаркта, и работу в институте.

В августе 1983 года ректором НГПИ назначается Валентин Ксенофонтович Копеин. Институт продолжает жить полнокровной жизнью, расширяет количество специальностей подготовки специалистов с высшим образованием. В 1986 году открывается отделение при факультете педагогики и методики начального образования, где обучают по специальности «дошкольная педагогика и психология». Поскольку вопрос с жильём для студентов был решён, общежитие №3 по улице Мичурина перепланируется под учебный корпус. В это здание переходит факультет педагогики и методики начального образования, отделение по подготовке дошкольных работников остается в «академии».

«В конце 1980-х мне довелось принять непосредственное участие в событии, очень важным не только для института, но и для Кузбасса в целом. В стране на волне перестройки стали много говорить о возрождении письменности, художественной литературы малочисленных народов. Валентин Копеин возглавляет комиссию по открытию в институте специальности по подготовке учителей шорского языка и литературы. В работе комиссии активно принимали участие доцент кафедры литературы А. И. Чудояков, доцент кафедры иностранных языков Э. Ф. Чиспияков, доцент кафедры иностранных языков А. В. Есипова и я как декан факультета. В 1989 году была создана кафедра шорского языка и литературы, после чего состоялся первый набор на обучение по специальности «шорский язык и литература».

Время перемен

После ухода В.К. Копеина на работу в облисполком 22 февраля 1990 года ректором становится Сергей Михайлович Редлих.

1990-е годы – это очень непростые времена, которые наш вуз переживает вместе со всей страной, причём выходит из них вполне достойно. Обновлённый ректорат усиленно борется за повышение качества подготовки учителей, доведя общую успеваемость до 80-83%, а качественную – до 53-55%. В 1996 году в институте открывается аспирантура по четырём направлениям подготовки специалистов высшей квалификации, работает учёный совет по защите диссертаций.

Активизируется и сотрудничество пединститута со школами города и области. Большой заслугой Сергея Редлиха считают создание научно-учебного комплекса «педагогический колледж – педагогический институт» с центрами в городах Кемерово, Киселёвск, Ленинск-Кузнецкий. Каждая кафедра института выделяет специалиста для работы в базовых школах.

В начале 2000-х НГПИ успешно проходит аккредитацию, получив в 2002 году статус педагогической академии и сменив название на КузГПА. Мало кто тогда мог предполагать, что спустя 10 лет, старейший педагогический вуз Кузбасса, обладающий серьёзной материально-технической базой, семью учебными корпусами и двумя общежитиями, попадёт в число «неэффективных», а Сергей Михайлович Редлих останется последним в списке ректоров педа.

15 марта 2014 года КузГПА официально стала частью НФИ КемГУ в качестве Центра педагогического образования, но это уже совсем другая история…


Просмотров статьи: 1596