Улица Карла Маркса
В Новокузнецке третий год подряд продолжается реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». За два предыдущих периода в городе было отремонтировано 190 километров автодорог, установлено и модернизировано 18 светофоров, обустроено три островка безопасности. В общей сложности на проведение работ потрачено порядка трёх миллиардов рублей, на которые было благоустроено более 100 объектов улично-дорожной сети. В итоге доля городских дорог в нормативном состоянии выросла с 37 до 67 процентов.
В этом году на реализацию проекта в нашем городе из федерального, областного и муниципального бюджетов направлено 1,17 миллиарда рублей. В общей сложности запланировано отремонтировать почти 28 километров дорог Новокузнецка. В список объектов вошли, прежде всего, дорожные участки – лидеры народного голосования «Выбери дороги для ремонта» в каждом районе города.
Не удивительно, что в Новокузнецке есть улица Карла Маркса. Имя немецкого философа, социолога, экономиста, писателя, политического журналиста и общественного деятеля, автора «Манифеста коммунистической партии» (совместно с Ф.Энгельсом) и классического научного труда по политической экономии «Капитал. Критика политической экономии», после Октябрьской революции 1917 года и по мере утверждения новой коммунистической идеологии было присвоено многим центральным улицам больших и малых городов России и социалистических стран, скверам, зданиям. По данным 2013 года в России 1343 улиц, площадей и переулков названы в честь Карла Маркса. Причём, в отличие от других «советских» топонимов, «марксовские» оказались более устойчивыми – жители предпочитают не менять привычное им название улиц. Может быть, потому что справедлив был Фридрих Энгельс, сказавший на похоронах друга и соратника исторические слова: «И имя его, и дело переживут века». По данным интернет-опроса, проведённого в 1999 году «Би-би-си», Карл Маркс был назван величайшим мыслителем тысячелетия.
История формирования Куйбышевского района как административно-территориальной единицы и его современного облика берёт начало в 30-х годах прошлого века. Возведение «гиганта первых пятилеток – КМК» остро нуждалось в электроэнергии. Неподалёку от строящегося комбината начала работать небольшая штольня «Араличевская», названная по аналогии с деревней на берегу реки Абы. Так, постепенно на месте угольного месторождения образовался рабочий посёлок. Впоследствии штольня разрослась до шахты имени Орджоникидзе. Вслед за ней появилась ещё одна штольня – будущая шахта имени Димитрова.
Параллельно промышленности развивалась социальная сфера. В 1936 году, по данным официальных источников, на улицах Карла Маркса, 1 и 1 Мая, 6 были построены первые в районе трёхэтажные дома. В 1939 году улица Карла Маркса, по описанию Н.Вильнова («Избиратели улицы Карла Маркса» / Большевистская сталь. – 1939. – 17 ноября (№211)), по архитектуре домов и их отделке была самой красивой в Куйбышево.
«Летом тут много зелени и цветов. Пройдитесь по улице, и вы убедитесь, что здесь живут не только зажиточно, но и вполне культурно. В домах – чистота, порядок. Всюду чувствуется уют, хозяйская забота. При домах имеются сараи. Почти у каждого шахтёра есть своё хозяйство – корова, свинья. (…) На улице Карла Маркса 8 жилых домов, 2 школы, 2 магазина, детский сад, физиолечебница. Тут же находятся партком, райсовет, почта и милиция. Жены шахтёров сами создают себе уют. Они заботятся о том, чтобы их улица была лучше всех. Летом женщины – домохозяйки посадили свыше 2000 корней различных деревьев. (…) Трудно поверить, что всего 6-8 лет тому назад это место было пустынно…», – пишет Н. Вильнов.
На здании школы №9, расположенной по улице Карла Маркса, 5 установлена мемориальная доска с барельефом медсестры и надписью «В этом здании с 1941 по 1943 г. размещался эвакогоспиталь №3625».
Переведённый с фронтовой полосы общехирургический госпиталь располагался в Куйбышевском районе в помещениях двух школ и двухквартирном доме, мог принять 600 раненых и был укомплектован медперсоналом, мобилизованным на Украине. Жители района помогали госпиталю стройматериалами, топливом, кухонным инвентарём, необходимым бельём. Школьники читали раненым газеты и книги, писали под их диктовку письма, выступали с самодеятельными концертами. В мае 1943 года госпиталь был свёрнут и переведён в западные районы страны.
В 1953-м году на месте первого трёхэтажного дома в районе – улице Карла Маркса,1 – был построен самый знаменитый жилой дом в Дальнем Куйбышево – «дом со шпилем». Во дворе дома был фонтан, в самом здании, кроме благоустроенных квартир – магазины, парикмахерская, аптека, различные организации и учреждения. Спустя пять лет, в 1958-м, по адресу Карла Маркса, 4 был построен ещё один дом со шпилем – дань архитектурной моде того времени.
Дом со шпилем и фонтаном долгое время являлся особой гордостью жителей района и остаётся предметом ностальгических воспоминаний по настоящий день. «Сама планировка двора была продумана до мелочей. Небольшой фруктовый сад в центре, в котором росли декоративная груша, ранетка, черёмуха, сирень. На двух огромных клумбах благоухали самые разнообразные цветы, заботливо высаженные руками наших родителей. Настоящим украшением двора и любимым местом для детей был круглый фонтан, в котором мы купались всё лето. В правой половине двора была оборудована спортивная площадка с теннисными столами и волейбольным полем. С раннего утра и до позднего вечера во дворе не смолкали детские голоса… (…) Сегодня от нашего двора остались воспоминания, редкие фотографии в семейных альбомах… (…) И я подумал: а что, если начать всё заново, вот так, как когда-то наши родители, будучи молодыми, возводили с любовью этот сад, растили детей, строили планы на будущее, учили нас любить свою малую родину, которой и был для нас наш дом и наш большой дружный двор?» – писал старожил района Сергей Гришин («История одного двора» // Новокузнецк. – 2006. – 29 июня (№25)).
С середины 1970-х годов в Дальнем Куйбышево начинают строить высотные девяти– и двенадцатиэтажные дома. Первые «свечки» появились на улице Карла Маркса, 20 и 22.
В текущем году облик улицы Карла Маркса существенно преобразился благодаря проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Просмотров статьи: 1010