Научить ребёнка жизни
Общепринято считать, что детство – самая счастливая пора в жизни человека. Полная надежд, мечтаний, ярких красок, незамутнённых разочарованиями в себе и окружающем мире, свойственных, пусть и в разной степени, опыту взрослого. Однако на деле это оказывается не всегда так: внешние или внутренние трудности поселяют в светлых детских головах тёмные, а иногда и откровенно страшные мысли. За шесть месяцев 2019 года на городской телефон доверия экстренной психологической помощи поступило 7 обращений от детей и подростков о желании свести счёты с жизнью. Причинами, подтолкнувшими их к отчаянному шагу, звонившие называли пьянство родителей, собственную наркотическую зависимость, травлю со стороны сверстников, троллинг в социальных сетях. Но эта цифра – только конкретные заявления о суицидальных мыслях. Обращений же по поводу переживания эмоций, способных привести к трагическим решениям, было намного больше, например, о печали и грусти – 128, тревоге – 147, обиде – 108, страхе – 57 звонков. 6 детей признались в том, что испытывают психическое и физическое насилие.
Если взять общероссийскую статистику, то по своим масштабам ситуация принимает формы национального бедствия. В конце апреля федеральные СМИ распространили сообщение уполномоченного по правам ребёнка в РФ Анны Кузнецовой о резком увеличении количества детских самоубийств в 2018 году. «Если в 2017 году было зафиксировано 692 детских суицида, то в 2018 – 788», – заявила детский омбудсмен, добавив, что по её мнению, такие тенденции говорят о том, что дети предоставлены сами себе, и никто не придаёт должного значения их проблемам. В целом же в России самый высокий в мире уровень самоубийств среди подростков (среднемировая величина ниже в 2,7 раза). По данным Всемирной организации здравоохранения, на 100 тысяч населения в нашей стране приходится свыше 20 случаев суицида.
Что наталкивает детей и подростков к мысли об уходе из жизни и что сделать, чтобы остановить эту беду – с позиции государства, общества, семьи? Как разглядеть в маленьком человеке желание причинить себе вред и куда обращаться, если это уже случилось? Своими знаниями делится кандидат психологических наук, заведующая кафедрой акмеологии и дополнительного образования муниципального учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Яна Ветрова.
– Яна Анатольевна, мнения по поводу роста числа суицидов в стране различны: одни связывают его с неблагоприятными социально-экономическими условиями, другие – с меняющейся психологией современных детей и подростков (что они «другие», «поколение цифровизации», не могущее вписаться в рамки окружающей действительности и пр.), третьи – с отсутствием специальных государственных программ по профилактике суицидального поведения. Какой позиции по этому поводу придерживаетесь Вы?
– Я считаю, что современное общество, в том числе дети, живёт в условиях возрастания стрессовых ситуаций, интенсивного и длительного по времени психоэмоционального напряжения. Нарастающий социальный кризис, связанный с размытостью норм, ослаблением роли семьи, доступностью в условиях интернета неограниченной информации, разрастанием сети компьютерных игр, негативно влияет на культурные и духовные общественные устои. Вследствие этого появляются чувство небезопасности, страх перед настоящим, тревожность в отношении будущего, которые порождают стремление человека уйти от «неприятной» реальности, провоцируют саморазрушающую направленность его поведения. Подрастающее поколение более остро реагирует на эти процессы, потому как недостаточно, в сравнении с взрослыми, обладает устойчивостью к воздействиям внешней среды.
Психологи сегодня выделяют потенциальные и актуальные факторы так называемого «суицидального риска». К первым относят взаимоотношения в семье, социальное окружение, особенности личности. Ко вторым – состояние депрессии, безнадёжности, одиночества, неудовлетворённые базовые потребности (в безопасности, признании окружающих, любви, дружбе, самореализации).
– В преддверии нового учебного года не можем не задать этот вопрос. Было время, по стране прокатывались сообщения о детских суицидах (или их попытках), связанных с переживаемым волнением перед прохождением выпускных школьных экзаменов. Как считаете, требования, которые сегодня выдвигаются к выпускникам, – не слишком ли для них неподъёмны?
– За прошедшее время отношение общества к ГИА, безусловно, изменилось – экзамен уже не вызывает тех эмоций, как, например, 10 лет назад. Однако, несмотря на более спокойное отношение (альтернативы всё равно нет), ясно, что вопрос психологической безопасности учащегося в период сдачи экзаменов остаётся актуальным. Ежегодно изменяющиеся правила заполнения бланков и вариантов тестовых заданий и многие другие моменты, касающиеся экзаменов, тревожат учеников, родителей и учителей. Выпускник, находясь в постоянном волнении, испытывая повышенные умственные нагрузки, имеет все шансы впасть в стрессовое состояние, что существенно снижает его работоспособность, а иногда и блокирует нужные для сдачи экзамена возможности. Риску подвергается самооценка подростка, по мнению учащихся, результаты ОГЭ и ЕГЭ влияют на то, как они будут относиться к себе, как к ним будут относиться другие люди (в первую очередь их родители). Поэтому на протяжении подготовки и сдачи экзаменов им требуется поддержка родителей, учителей, «значимых» взрослых.
– Как сегодня, на Ваш взгляд, должна быть построена работа с детьми и подростками, чтобы избежать трагических случаев, – в первую очередь, со стороны школы, где они проводят максимум своего «общественного» времени?
– Приоритетная задача всей педагогической общественности, в том числе нашего города, сегодня – это создание психологически безопасной образовательной среды. Что следует понимать под этим термином? Это доброжелательная атмосфера в образовательном учреждении; адекватные ожидания от результатов учебной деятельности детей (без предвзятого отношения), одинаковые способы их оценивания; высокий уровень вовлечённости учащихся в образовательный процесс; привлечение в него родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия.
Психологически безопасной образовательной среде противоречат, а потому исключаются: переполненные классы, где учителю приходится много времени тратить на дисциплину и сложно уделять внимание каждому учащемуся; недостаток поддержки и заботы со стороны педагогов при наличии жёсткой дисциплины; отчуждённое или предвзятое отношение к ребёнку со стороны сверстников и/или педагогов; напряжённость в межличностных отношениях и так далее.
С 2016 года в Новокузнецке действует проект «Психологическая безопасность образовательной среды в муниципальной системе образования». В его рамках во всех школах города созданы Школьные службы примирения (ШСП) – это оформленные детско-взрослые команды, в задачи которых входит предупреждение и урегулирование конфликтных ситуаций и профилактика правонарушений.
Участники ШСП работают с учениками, педагогами и родителями, учат их конструктивному общению, разбирают совместно возникающие конфликты и противоречия, помогают найти из них выход. Также выявляют причины негативного самочувствия или поведения детей, вовлекают их в полезную, интересную для них деятельность в рамках неурочных занятий.
Проект необходимо развивать. В дальнейшем планируется создание ресурсных центров (мест сосредоточения информационных, методических, образовательных и других материалов) на базе успешно действующих школьных служб, методического объединения специалистов ШСП для обмена опытом, повышение квалификации администрации образовательных организаций и педагогов в области восстановительного подхода к конфликтным ситуациям.
– Успешная школьная жизнь, хорошие отношения с педагогами и сверстниками – это, безусловно, важно. Однако на первом месте среди критериев благополучного детства, что, на наш взгляд, справедливо, – счастливая семья. Как родителям построить с ребёнком такое общение, которое станет залогом его устойчивости к жизненным трудностям и противоречиям?
– Семья должна быть для ребёнка оплотом безусловной заботы и поддержки. Родителям важно знать и понимать возрастные и психологические особенности своих детей. Для нормального развития ребёнку необходимо научиться принимать себя (своё физическое Я, характер, особенности, эмоции и так далее), понимать соотношение свободы и ответственности в поступках, конструктивно взаимодействовать со взрослыми и другими детьми. Он должен уметь отстаивать чувство собственного достоинства и имеет право на получение достоверной информации о современной жизни и по всем волнующим его вопросам (уголовное право, религия, молодёжное движение и т.д.).
Сегодня в помощь родителям в воспитании детей и построении гармоничных отношений с ними – не только масса информации в интернете, но и различные просветительские мероприятия, которые предлагает школа.
В 2019 году в рамках национального проекта «Образование» стартовал федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей», благодаря которому более 20 миллионов родителей получат психолого-педагогическую помощь, будет создан единый федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей, а в регионах открыты специализированные центры психолого-педагогической, методической и консультативной помощи.
– Родителям, как Вы отметили, интернет может помочь в воспитании детей – в этом его благо. Но всем известно, что всё больше нарастающее влияние виртуальной среды на нашу реальную жизнь несёт в себе и определённую опасность, прежде всего, для детей. Стоит ли следить за общением ребёнка в социальных сетях, ограничивать его свободу в виртуальном пространстве? Сегодня спорные мнения на этот счёт.
– Информационная безопасность детей на сегодняшний день является такой же важной и актуальной темой и обязанностью родителя, как и соблюдение дорожной безопасности, правил и законов, сохранение ценности здоровья и так далее. Для того чтобы помочь ребёнку справиться с интернет-рисками, необходимо, в первую очередь, понять, что единственно возможным вариантом помощи является само участие в его жизни, включая и виртуальную реальность, «онлайн-мир» ребёнка.
Необходимо проявлять искренний интерес к онлайн-жизни своих детей; присоединяться к ним в их интересах; не принижать их виртуальную жизнь (для современных детей она так же реальна, как и «настоящая»); не уменьшать важность интернета и других передовых технологий.
Не нужно запрещать интернет – следует договориться о временных лимитах и доверять ребёнку в соблюдении договоренностей. А лучше обучить детей навыкам самоконтроля, чтобы они могли сами устанавливать себе рамки, находясь вне дома. Параллельно предлагать «офлайновые» действия, которые могут быть интересны в дополнение к (а не вместо!) онлайн-деятельности.
При обнаружении же сайтов с опасным содержанием или узнав, что от кого-то из пользователей исходит угроза жизни и благополучию ребёнка, нужно обратиться в школу или в органы управления образованием, либо в подразделение по делам несовершеннолетних, оперативную часть полиции, прокуратуру, Роспотребнадзор.
– Можно ли предупредить, вовремя обнаружить опасность в своей семье? Какие признаки указывают на то, что ребёнок (подросток) находится в психологически неуравновешенном состоянии? И что делать, если беда уже на пороге дома?
– Родителям нужно быть особенно внимательными к проявлению у ребёнка таких симптомов, как подавленное настроение, снижение интереса ко всему, апатия, тоска, чувство безнадёжности, заниженная самооценка. О проблемах также свидетельствует нарушение аппетита (потеря или набор веса) и сна (патологическая сонливость, бессонница), усталость и потеря энергии; снижение внимания, памяти, мышления, успеваемости в школе. Появившиеся трудности в управлении эмоциями – гневливость, раздражительность, непослушание, уход в себя. Ну и самый откровенный признак – рассуждения и мысли о смерти.
Заметив такие перемены в эмоциональном состоянии или поведении подростка, их ни в коем случае нельзя игнорировать – это должно стать сигналом для немедленной реакции родителей. При этом важно как можно скорее обратиться к специалистам: в ситуации риска и угрозы жизни ими будет выявлена истинная причина негативных переживаний и оказана профессиональная помощь.
Службы психологической помощи сегодня работают для каждого района города: Государственная организация образования «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», отделение Новокузнецкого городского округа: улица Шункова, 16а, тел.: 37-56-83; Центр психологического консультирования «АКМЕ» при Муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации»: улица Транспортная, 17, тел.: 73-75-00; Муниципальное казённое учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Уютный дом»: проспект Металлургов, 10, тел.: 74-31-18.
Телефоны доверия для детей и подростков: 8-800-2000-122; 8-(3843)-71-30-54; экстренная психологическая помощь: 8-(3843)-71-30-63; телефон доверия для взрослых: 8-(3843)-71-30-64.
Просмотров статьи: 892