Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Укротители огня и металла

// Автор: Александр ШПРИНГЕР

К 400-летию города Новокузнецкий краеведческий музей порадовал горожан несколькими интересными проектами. А 13 июля, в преддверии Дня металлурга, здесь открылась новая экспозиция «Укротители огня и металла», посвященная знаменитым металлургам, чей прах покоится сегодня в «Пантеоне» на Верхней Колонии.

Три имени, три судьбы, три этапа в истории Кузнецкого металлургического комбината.

Михаил Константинович Курако. Выдающийся металлург, основатель школы российских доменщиков. Родился в 1872 году, с 18 лет работал на разных металлургических заводах, активно изучал физику, химию, английский язык, современные ему зарубежные методы доменного дела. В 1900-е годы, работая на Донбассе, начинает самостоятельно конструировать доменные печи, усовершенствуя старые и внедряя собственные оригинальные технологии. Создаёт школу российских доменщиков, прозванную «куракинской академией», в которой выросли многие в будущем знаменитые российские металлурги.

В 1917 году по приглашению акционерного общества «Копикуз» едет в Сибирь проектировать и строить Кузнецкий металлургический завод, который задумывался как самый крупный в России на тот момент. Здесь он планирует реализовать смелый проект – первый в стране доменный цех с полной механизацией, пишет книгу «План доменного цеха», увидевшую свет уже после его смерти. В начале 1920-го года Курако заболел тифом и умер, так и не увидев воплощения своих планов в жизнь. Похоронен был сначала на Шушталепской площадке, где первоначально планировалось строительство завода, а в 1947 году его прах перенесли в Пантеон на Верхней Колонии, откуда открывался отличный вид на реализованную и преумноженную мечту этого великого металлурга.

Воплощали же его замыслы в жизнь «куракинские академики», в числе которых был и Григорий Ефимович Казарновский. Поработав в молодости на металлургических заводах Урала и Донбасса, он отправился за своим учителем в Сибирь, участвовал в реконструкции старейшего в Кузбассе Гурьевского металлургического завода, занимая в нём с 1921 по 1929 год должность помощника управляющего.

Летом 1929 года по приглашению еще одного «куракинского академика» И.П.Бардина приезжает на Кузнецкстрой, где становится одним из руководителей строительства завода, возглавляет технический отдел. О его работе на КМК красноречиво говорят правительственные награды: Сталинская премия, два ордена Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, ордена Красной звезды и Отечественной Войны I степени. Когда на КМК была учреждена Книга Почёта, первым туда внесли имя Казарновского.

До конца своей жизни он прожил на Верхней Колонии, где и был торжественно похоронен в 1955 году рядом со своим другом и учителем Михаилом Курако в Пантеоне кузнецких металлургов.

Последним в Пантеоне был похоронен Антон Дементьевич Лаушкин, мастер сталеварения, знаменитый металлург Кузнецкого металлургического комбината.

Если Курако проектировал, а Казарновский строил, то Лаушкин приехал на уже работающий завод в качестве профессионального сталевара с большим опытом, который он успешно применил на новом месте. В 1938 году он становится обермастером в мартеновском цехе, а уже после войны, в 1951 году, переходит в литейный цех на должность старшего мастера малых мартеновских печей.

Антон Дементьевич Лаушкин сыграл большую роль в совершенствовании сталеплавильного производства в Кузбассе, внедряя новые разработки и воспитав целое поколение мастеров мартеновского дела. Он первым на КМК получил орден Ленина, которых, к слову, у него было два. А еще – орден Отечественной войны I степени и два ордена «Знак Почёта». Ему принадлежит рекорд – 560 плавок мартеновской печи без ремонта. Говорят, он по цвету дыма из мартеновских печей мог сразу определить – хорошо или плохо идет плавка, а по цвету стали мог дать анализ, который потом подтверждался в лаборатории.

На комбинате он работал, пока позволяли силы, передавал бесценный опыт молодым, на пенсию ушёл лишь в 73 года. Всё это время жил на Верхней Колонии, рядом с заводом, без которого себя не мыслил. Здесь же, на Верхней Колонии, и был похоронен в 1961 году рядом с Михаилом Курако и Григорием Казарновским.

В своё время эти имена очень хорошо знали в Новокузнецке, сегодня же, к сожалению, большинство горожан знакомо с ними лишь по названиям улиц. Тем ценнее любое напоминание о знаменитых металлургах, которые, по сути, творили историю не только завода, но и города.

Выставка в Краеведческом музее рассказывает о жизненном и профессиональном пути М.К. Курако, Г.Е. Казарновского и А.Д. Лаушкина. Здесь можно увидеть старые фотографии, редкие документы, публикации и многое другое. Не забыты и строители завода, которые были первыми похоронены в Пантеоне в братской могиле после аварии 1931 года на строительстве коксового цеха.

 – Основной целью выставки стал не только рассказ о выдающихся металлургах нашего города, но и очередное напоминание о полузабытых памятниках истории Новокузнецка, таких как «Пантеон кузнецких металлургов», которые неразрывно связаны с именами деятелей советской металлургии, – отмечает старший научный сотрудник краеведческого музея Алексей Сорокин. – На выставке представлены уникальные материалы, в том числе оригиналы документов – диплом об окончании Казарновским в 1915 году Петроградского политехнического института, заявление на имя директора КМК с просьбой освободить его от должности начальника технического отдела Комбината (1954 года), издания трудов Курако 1920-х годов, фотографии городских зданий, где жили металлурги, а также ряд документов, рассказывающих об истории формирования на территории Новокузнецка Пантеона «Берёзовая роща».

Фото автора (выставка в НКМ)


Просмотров статьи: 1033