Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Виртуоз – звучит гордо!

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: сайт «Российский квартет саксофонистов»

Да простят меня профессионалы-исполнители, опытные, с именем, но есть особая категория музыкантов, о которых говорят: «Бог в макушку поцеловал», а значит, благословил покорять своим непревзойдённым мастерством души и сердца людей. Таких в рядах исполнителей к всеобщей радости поклонников музыки немало. Такие виртуозы, играющие на разных инструментах – саксофоне и балалайке, недавно посетили и наш город. Сцену для их выступления предоставил ДК «Алюминщик».

Гнесинцы: «Знай наших!»

В гостях у новокузнечан со своей программой во время концертного тура по Сибири в рамках проекта «Великое искусство гнесинцев», который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, фонда «Бельканто» и Ассоциации выпускников Российской академии музыки им. Гнесиных, побывал «Российский квартет саксофонистов». Ансамбль был создан в 2013 году четырьмя выпускниками Гнесинки, вскоре ставшими неоднократными лауреатами престижных конкурсов. Молодые саксофонисты вышли в большой мир музыки и мировых шедевров под наставничеством основательницы класса академического саксофона, народной артистки России, профессора Маргариты Константиновны Шапошниковой, а также профессора Владислава Валерьевича Вальса. А затем четыре выпускника прошли зарубежную стажировку в Любеке (Германия), где приняли участие в мастер-классах, которые дали французские музыканты-исполнители.

Надо отметить, что проект «Великое искусство гнесинцев» – масштабная программа всероссийского значения. Именно благодаря ей квартет саксофонистов побывал в Новокузнецке («СИБИРЬ… Как много силы и красоты в этом слове!» – перед поездкой к нам написали на своём сайте музыканты). Направлен проект на популяризацию Гнесинской школы и педагогических идей её основателя – Елены Фабиановны Гнесиной, сыгравшей огромную роль в развитии российского музыкального образования, высочайший уровень которого признан во всём мире.

На сегодняшний день квартет из четырёх ярких, харизматичных музыкантов, которым подвластны абсолютно все стили, жанры и направления, – единственный в своём роде ансамбль саксофонистов, имеющий постоянную гастрольную практику. Они – участники всевозможных концертных и фестивальных программ таких крупнейших культурных центров страны, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск. Они выступали на одной сцене с ведущими мировыми исполнителями духового искусства. Неоднократно квартет становился украшением официальных мероприятий Государственной думы Российской Федерации, Совета Федерации, Правительства Москвы, Министерства образования и Министерства культуры РФ.

Молодая энергетика саксофона

Начиная с 2013 года «Российский квартет саксофонистов» активно ведёт сотрудничество с российскими и зарубежными музыкальными компаниями, широко пропагандируя игру на саксофоне в регионах России. В рамках обширной программы музыканты-духовики проводят многочисленные мастер-классы, творческие встречи и семинары. «И это очень важно. Ведь музыкальное обучение основано на знакомстве с образцами мировой музыки, живом звучании и сценическом воплощении», – считают специалисты. И саксофон, один из самых молодых инструментов, изобретённый менее 200 лет назад, должен, говорят музыканты, повсеместно звучать на российских просторах. Удивил квартет и новокузнечан, которых, не кривя душой, можно причислить к категории благодарной публики высшей пробы, горячо и радостно принимающей всё необычное, происходящее на любой сценической площадке города.

Квартет называют оригинальным ещё и потому, что он использует в своих выступлениях редкий состав инструментов с захватывающей красотой звучания. В исполнении Владимира Кознова звучит саксафон-сопрано, Геннадия Полуяктова – альт, Станислава Пялова – тенор, Ильи Богомола – баритон. Музыкальные критики замечают, что уже на протяжении девяти лет этот музыкальный коллектив талантливых исполнителей-виртуозов не перестаёт удивлять многомиллионную зрительскую аудиторию как в России, так и за рубежом. Пишут, например, следующее: «Каждый концерт квартета – увлекательное и незабываемое музыкальное путешествие от барочных произведений Баха до музыки французских импрессионистов, от русских романтиков до лучших образцов джаза и эстрады».

С таким репертуаром, подобранным с большим вкусом, квартет с высочайшим уровнем исполнительства выступил и перед новокузнецкими зрителями. Четвёркой были продемонстрированы прекрасные авторские переложения знаменитых произведений Бизе, Моцарта, Россини, Пьяцоллы, Иттюральде, Хачатуряна, Петрова и других композиторов, сделанные одним из музыкантов коллектива – Ильёй Богомолом. Исполнены они энергично и лирично проникновенно, с большой долей романтики и даже куражом – с возгласами и притопыванием. Это, конечно же, было высоко оценено новокузнецкой публикой.

Паганини русской балалайки

Другой именитый виртуоз выступал на сцене ДК «Алюминщик» вслед за квартетом саксофонистов буквально на следующий день. Музыкант и композитор, балалаечник-виртуоз Алексей Архиповский, так же выпускник Гнесинки, отделения народных инструментов, класса Валерия Евгеньевича Зажигина. Лауреат всевозможных конкурсов, он был когда-то приглашён в Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» под руководством Людмилы Зыкиной.

Сольная карьера Алексея Архиповского началась 20 лет назад с центра Стаса Намина. Почти одновременно музыкант становится участником движения «Этносфера» и фестиваля «Мамакабо», представляющих современную русскую музыку, не вошедшую в традиционный формат. Такая увлечённость заставила его экспериментировать с, казалось бы, банальным русским инструментом – балалайкой. Алексей стал задумываться об усилении звучности инструмента. Для этого обратился к знакомым гитаристам (не зря же состоял в знакомстве со Стасом Наминым!), которые по-братски поделились секретами улучшения акустики с помощью электронных усилителей. Так и стали Алексея Архиповского называть «отцом электробалалайки», создавшим другой стиль игры на инструменте, который совместил аутентичные, гитарные и оригинальные приёмы «извлечения звука с революционным новшеством – электрификацией инструмента».

С тех пор Архиповский постоянно находится в поиске идеально звучащего инструмента, который мог бы подавить искусственное электронное звучание. Он тесно общается со всеми знаменитыми балалаечными, гитарными и акустическими мастерами, и не только в России.

Струны под именем Налим

Виртуоза-балалаечника нередко сравнивают с Паганини или Хендриксом – музыкантами, которые перевернули сознание слушателей, заставив по-новому взглянуть на возможности скрипки и гитары. В руках Алексея Архиповского всем знакомая балалайка, этот русский, почти лубочный инструмент, звучит совершенно по-новому. В её звучании можно услышать целый оркестр инструментов – арфу, скрипку, клавесин, банджо, струнные инструменты всех времён и народов. Услышать весеннюю капель, раскаты грома, шелест листвы в дремучем лесу… При этом музыкальный материал переплетается со звучанием всемирно известных мелодий. И всё это сопровождается соответствующим музыкальному сюжету и настроению балалайки световым оформлением.

Долгое время, в течение десяти лет, Алексей пользовался балалайкой 1928 года выпуска от выдающегося мастера Иосифа Игнатьевича Галиниса. Затем играл на инструменте 1915 года выпуска, который сделал незадолго до своей смерти «русский Страдивари» Семён Иванович Налимов из села Марьино, там мастер по балалайкам собирался создать так называемый Великорусский оркестр. Дека балалайки была из ели, панцирь покрыт лаком, сделанным по утерянной методике. Рассказывают, что приобрёл этот уникальный инструмент Архиповский благодаря письму поклонника его таланта. Тот сообщил музыканту, что балалайка, созданная руками мастера Налимова, будет выставлена на немецком аукционе. В Германию она попала в середине прошлого века в частную коллекцию, но некоторое время спустя инструмент был возвращён в Россию. Алексей назвал приобретённый инструмент Налимом, давать имена инструментам – распространённая традиция среди музыкантов.

Сегодня Архиповского, автора собственных оригинальных композиций, называют уникальным и универсальным музыкантом, свободным от стилевых и жанровых рамок. Он – участник и почётный гость самых разных фестивалей классической, этнической, фольклорной и джазовой музыки. В 2011 году виртуоз попал в Российскую книгу рекордов в номинации «Лучший в мире балалаечник». В одном из своих интервью рекордсмен признавался: «Хотелось бы сделать так, чтобы балалаечка зазвучала как инструмент, который передаёт содержание, рассказывает истории из жизни русских людей, ведь она является одним из символов России. Причём её состояние, её существование в мире инструментов сегодня очень схоже с состоянием обычного русского человека».

Судя по бурной реакции зала, в котором не было свободных кресел, ему это удалось.


Просмотров статьи: 212