Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Привет из изумрудного Тая

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Подозреваю, что только при одном упоминании Таиланда, у многих новокузнечан защемит сердце, ведь ещё совсем недавно в эту экзотическую страну многие россияне ездили отдыхать раз, а то и два раза в год. Для некоторых сравнительно дешёвая с другими азиатскими маршрутами поездка из нашей сибирской глубинки выглядела порой как своеобразный выезд на дачу. А вот и сам Таиланд приехал к нам в Новокузнецк!

«Откинуть» русские традиции

Раскрылось Королевство Таиланд на днях во всей своей яркой красе в формате выставки под названием «В стране Изумрудного Будды» в Новокузнецком художественном музее в рамках трансконтинентального художественно-просветительского проекта, представленного Российской академией художеств и Бюро творческих экспедиций. Посвящена обширная, на два зала экспозиция, в которую вошли более 170 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, 125-летию российско-таиландских отношений. На выставке – не только разнообразие станкового искусства (графические зарисовки, портретная, пейзажная и жанровая живопись), но и скульптура, а также прикладное искусство (керамика, декоративные блюда, анималистическая керамическая скульптура).

Привезён этот изумрудный Тай давними знакомыми городских поклонников искусства – академиком Российской академии художеств Владимиром Анисимовым, президентом Бюро творческих экспедиций, культурологом и общественным деятелем, а также членом-корреспондентом этой же академии Ольгой Яушевой. Супруги не впервые радуют новокузнечан живописными видами далёкой страны, насыщенными солнечным колоритом, недавно они уже представляли художественные красоты острова Свободы – Кубы (сегодня выставка на кубинскую тематику разъезжает по городам Дальнего Востока). Теперь настал черёд изумрудного Тая, которому посвящены произведения, созданные в течение 10 лет благодаря творческим экспедициям в Королевство Таиланд художниками из Москвы, Якутии, Красноярска, Владивостока, Иваново, Твери, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону. Кроме произведений супружеской четы Анисимова – Яушевой, представлены работы академика Российской академии художеств Рустама Яушева, а также почётного академика Людмилы Юга, заслуженных художников России Ирины Маковеевой и Елены Ненастиной, членов Союза художников России Светланы Могутиной, Михаила Стоячко, Татьяны Обуховой, Анны Милосердовой и других (всего в поездках участвовали 15 художников). «Интересно, что Таиланд художники других стран особо не рисовали. В основном туда приезжают греться, отдыхать. Можно сказать, что наша выставка – единственная в мире коллекция художественных произведений, рассказывающая о Таиланде, – отмечает куратор экспозиции Владимир Анисимов. – В Новокузнецк мы привезли произведения, которые художники написали, погрузившись в быт и историю этой страны. Основной задачей было откинуть русские традиции и не опираться на них при создании композиций. Могу сказать, нам удалось не смешивать Таиланд и Россию».

Благодаря таким путешествиям и новокузнечане получили возможность полюбоваться лучшими из созданных в ходе творческих экспедиций произведениями. На которых – буйство красок в изображении красоты природы любимого миллионами россиян Таиланда, культурные и религиозные особенности страны, спокойствие быта, размеренность течения жизни и доброжелательность местных жителей. Тай, древний и современный, городской и деревенский, сухопутный и водный, с королевскими дворцами и стоящими на сваях на воде деревянные жилища.

Пленэр под жарким солнцем

По выражению Владимира Анисимова, проект «окормлён», то есть пребывание, кроме покупки билетов, было полностью профинансировано тайландской стороной. «В поездке по городам Королевства и его окраинам мы жили, где придётся – от пятизвёздочных отелей до ночёвки на циновке. Ели также, что подадут, не капризничали и не роптали, – признаётся президент Бюро творческих экспедиций. – И каждый раз нас на пленэре окружали толпы зевак, многие тайцы, особенно в захолустных поселениях, где мы были, русских видели впервые». Гораздо сильнее, чем толпы зевак, художникам докучали обезьяны. Ловкие, наглые, они воровали и грызли всё, что попадалось под их цепкие лапки. Гонять их было нельзя! В Таиланде обезьяны, как и в Индии коровы, – священные животные. Тайцы даже называют каждую по имени. Однажды художники буквально взмолились, попросив местного жителя помочь им справиться с этой обнаглевшей оравой. Каково же было их удивление, когда таец, достав из-за пазухи рогатку, всего лишь пригрозил ею обезьянам, отчего те тотчас бросились наутёк.

Всё началось с колеса

В окраинных отдалённых поселениях, от которых так и веяло историческим прошлым, можно было встретить и старинные артефакты. Однажды Владимир Николаевич случайно наткнулся на вросшее в землю небольшое скульптурное изваяние слона. Загорелись идеей привезти слоника весом в 170 килограммов в Россию. За небольшую сумму договорились с хозяином территории, и вскоре каменная туша была доставлена в российское посольство, а потом на рейсовый самолёт. И теперь скульптура с табличкой «Неизвестный автор. Артефакт. Тайна мангрового леса» стоит в Новокузнецком художественном музее. Подобная история произошла и с другими находками, но на этот раз главным персонажем в коллекции Владимира Анисимова стало… колесо от арбы. Именно оно послужило для создания им уникальных произведений, посвящённым легендам и сказаниям о тайском божестве – Будде. На одном – художественная резьба, на другом изображены живописные рисунки на тему старинного эпоса. Своё первое колесо, ставшее впоследствии также художественным произведением искусства, Владимир Анисимов нашёл в каком-то зловонном болоте, в котором оно служило мостиком для перехода. И все эти колёса, резные и расписанные потом художником, были переправлены в Россию, войдя в уникальную коллекцию Анисимова (пока 12 экспонатов).

Точно также преодолела огромное расстояние в самолёте объёмная по размерам старая лодка-пирога. Её продавали на дрова, но приобрели русские чудаковатые художники. Два года пирога простояла в посольстве, ожидая своего путешествия в Россию. При этом посольские сотрудники, глядя на эту развалюху и радостных от такого приобретения супругов, крутили пальцем у виска: «Люди везут отсюда керамическую плитку, обои, дизайнерские предметы быта, а вы – дрова!» Но пирога, приведённая в благопристойный вид, занявшая в мастерской немалое пространство, вскоре в качестве мощного, впечатляющего экспоната объездила не один российский музей.

Традиция жертвенных быков

Привезли супруги-москвичи в Россию и гигантскую, длиной около метра, океанскую раковину-тридакну, насчитывающую не один миллион лет. Опять-таки наткнулись на неё случайно. Очистили от песка, грязи, вековых наслоений и сотворили из неё вместе со скульптором Олегом Уваровым в полном смысле слова настоящий шедевр под названием «Рождение». Олег Уваров вырезал из доломита фигурку младенца, которую поместили в огромной створке океанского артефакта, выброшенного сотни лет назад на берег.

Поразила воображение российских художников ещё одна традиция, которая тут же нашла отражение в картине Аллы Половниченко «Рога жертвенных быков». Согласно вековому укладу жителей Таиланда в поселениях в знак траура по умершему главе семейства забивают быка. Мясо съедают, а рога прибивают на входную дверь. По количеству такого рогатого жертвоприношения можно определить, сколько поколений пережило само жилище.

Обворожил художников-россиян и рыбный рынок – как своим разнообразием, так и серебристым от свежей рыбы колоритом. Владимир Николаевич, проводя экскурсию по выставке, даже поделился с посетителями рецептом полюбившегося ему тайского супа – том-яма. С такими, присущими этому вареву ингредиентами: в литр куриного бульона бросают шесть креветок, помидор и специи – имбирь, перец чили, лимонную цедру и кинзу. Всё это заправляют кокосовым молоком. «Попробуйте, просто объеденье!» – посоветовал своим слушателям гид по живописно-графическому Таиланду.

Художники на фрегате

За 125 лет российско-таиландских отношений изменялись социальные системы, формы правления, геополитические расклады, но одно оставалось неизменным – доброжелательное отношение русских и тайцев друг к другу. Сотрудничество Российской империи и Королевства Сиам (Таиланда) началось с путешествия цесаревича Николая II в 1890–1891 годы, во время которого неделю гостил у сиамского короля. В этом кругосветном путешествии приняли участие и художники: Николай Каразин (факсимильные копии его рисунков представлены на выставке) и Николай Гриценко, фотографом визита был химик Дмитрий Менделеев. Причём художник-маринист Морского Министерства Николай Гриценко – наш земляк, уроженец Кузнецка. Когда ему исполнилось пять лет, семья переехала в соседний Томск. Бывший кузнечанин Николай Гриценко с июля 1890-го по август 1891 года на фрегате «Память Азова» сопровождал наследника престола цесаревича Николая в его путешествии, корабль которого, обогнув евразийский континент, остановился в Сиаме. Во время путешествия Гриценко написал несколько больших полотен и свыше трёхсот акварелей, на которых изображены торжественные встречи в порту, разные достопримечательности и необычные национальные костюмы, в том числе и сиамцев. В 1892 году в парижской галерее прошла первая масштабная персональная выставка этих работ русского художника-мариниста. Семь полотен Гриценко были приобретены и самим наследником царя.

Выставка «В стране Изумрудного Будды» продлится до 11 декабря, а затем продолжит свой маршрут по 18-ти крупным городам Сибири, Дальнего Востока и Урала.


Просмотров статьи: 306