Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Триста лет и одна ночь

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Марии КОРЯГА

И к гадалке не ходи, чтобы осознать, что в мире на протяжении не одного десятилетия существуют вечные вопросы, которые волнуют сотрудников музеев. Как привлечь в музейные залы молодёжь? Как продемонстрировать ресурс, возможности и потенциал современных музеев? Международная акция, приуроченная к международному Дню музеев, которая отмечается 18 мая, во время которой можно осмотреть музейные экспозиции ночью, и должна ответить на эти вопросы. В такую ночь многие музейные залы распахнуты для посетителей после захода солнца и почти до утра. Были открыты для ночных посетителей и двери в новокузнецких музеях – краеведческом, художественном, музее-заповеднике «Кузнецкая крепость» и литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского. Музеи разные, каждый со своим содержанием. Предназначение у каждого – своё, как и собственные методы хранения и демонстрации экспонатов. Но все они в эту ночь превратились в своеобразную театральную сцену, на которой музейные сотрудники в форме постановок решили представить ту или иную историю, связанную как с самим «очагом культуры», так и с юбилейной датой – 300-летием Кузбасса. Ночь как сцена для разных историй.

Дело о пушках

 Надо сразу же отметить: желающих посетить в эту ночь музейные залы было много. Билеты разобраны задолго до ночного старта. Наплыв посетителей в «Ночь-2021» внушительный. Не помешали ни личные дела, ни тёплая погода, что так и призывала: «Вперёд, товарищи, на дачу!» на садово-огородные работы. Новокузнечане, а также гости города за время пандемии истосковались по общению, по впечатлениям в эмоционально-дружественной обстановке. Залы заполнили не только преданные почитатели истории и искусства, прежде всего горожане старшего поколения, но и молодые семьи с маленькими детьми.

 Новокузнецкий краеведческий музей, с которого и начинался ночной маршрут музейных посетителей, решил представить один из эпизодов нашей истории в детективно-криминальном жанре, развенчать некоторые мифы о Кузнецке и его достопримечательностях, что в форме слухов гуляют среди новокузнецкого люда. Но главное в этом исторически-детективном деле, которое в качестве следователя вёл Пётр Лизогуб, заместитель директора музея по науке, – осветить историю, связанную с пушками, что в качестве грозных стражей стоят у входа в музей. Изначально, начиная c Х1Х века, когда была построена каменная Кузнецкая крепость, пушек было восемь. Почему же сейчас перед зданием музея их осталось только четыре?

Пётр Петрович, автор многих исторических расследований, заинтересовался историей этих четырёх чугунных орудий. Была сформирована экспертная группа из научных сотрудников музея. Выяснилось, что Кузнецкая крепость, выведенная в конце1840-х годов за штат военных крепостей, оказалась не у дел. К тому времени от былой мощи Китая, который грозил жителям Сибири и от набегов которого оборонялись крепостные обитатели, не осталось и следа. Постепенно из Кузнецка стали вывозить и пушки, оставив на крепости лишь половину первоначального комплекта.

 Во время Гражданской войны внимание на крепостные орудия обратили участники партизанского отряда Максима Белокобыльского, который входил в соединение «армии» Григория Рогова. Партизаны в то время осаждали большое село Тогул, где в каменной церкви засел крупный белогвардейский гарнизон. Согласно архивным данным артиллерии у партизан не было. И тогда они решили устроить спектакль – создать видимость её присутствия. И главную роль в этой постановке должна была сыграть пушка из Кузнецкой крепости, которую через три дня доставили в Тогул. И её устрашающий вид, действительно, произвел на осаждённых удручающее впечатление. Гарнизон сдался. Каменная крепость-церковь была взята с помощью одной (!) кузнецкой пушки, которая при этом не произвела ни одного выстрела! Однако назад пушка уже не вернулась. Оставшись стоять на центральной площади Тогула.

Судьба двух других бесхозных пушечных стволов с Крепостной горы оказалась другой. Они стали изюминкой краеведческого музея, открытого в городе 7 ноября 1927 года. Поначалу пушки заняли место на импровизированных постаментах по бокам от центральных ворот музея на улице Достоевского. (Именно в этом здании располагался краеведческий музей Кузнецка). В дальнейшем он не раз переезжал с места на место. Но вместе с ним неизменно кочевали и эти два самых тяжёлых экспоната.

 Однако к 1957 году Новокузнецкий краеведческий музей располагал уже шестью крепостными пушками. В ходе оперативно-розыскных работ, а вернее кропотливой и многодневной работы с архивными документами, было установлено, что в 1960-е годы две из них покинули Новокузнецк. Они были, в полном смысле слова, выпрошены у новокузнечан для временного «обрамления» входа Кемеровского областного краеведческого музея. Кемеровчане вдруг осознали, какую притягательную силу для посетителей музея имеют эти грозные орудия из «артиллерийской обоймы»! И хотя пушки всё это время являются экспонатами Новокузнецкого краеведческого музея, их «временное хранение» в областном центре до сих пор ежегодно продлялось.

 После просмотренного и прослушанного исторического детектива посетители «Ночи музеев-2021» по-новому взглянули на стоящие у входа пушки, что были сняты с огромных колёс и установлены на два кирпичных постамента, облицованных диким камнем.

 Ожившие картины

 В Новокузнецком художественном музее, как и в театре, можно было переместиться во времени. Только у каждого свои выразительные средства. На этот раз главными героями постановочного действа были картины. В музейном фонде собрана замечательная коллекция работ нескольких поколений художников, прославивших Кузбасс своим творчеством. Произведения стали неотъемлемой частью времени и эпохи. Ни одно значимое событие, произошедшее в области, не скрылось от глаз мастеров. При помощи кисти и красок они старались выразить глубинные исторические процессы, бытовые сюжеты, развёрнутые изображения различных событий. Каждая картина представляет художественную ценность,  полное погружение художника в исторические хроники. Так, Любовь Арбачакова в своих работах обращается к истории края, образам минувшего столетия. На картине Анатолия Брызгунова и Александра Бобкина изображён Кузнецк – первый город, основанный русскими на территории Кузбасса. Тихая, неспешная жизнь далёкого от важных торговых путей, но одного из крупных по сибирским меркам города. На полотнах художников можно найти немало исторических, но уже утраченных в настоящее время объектов. Картины Лобузнова, Писклюкова, Статных, Зевакина, Ананьина, Кадышева и многих других воспевают Кузнецкстрой, его невероятные масштабы строительства. Они – гимн самоотверженному труду людей, приехавших в строящийся город. Кузнецк в те годы стал местом паломничества изобригад из других регионов. «Сибирь, вопреки ожиданиям, пленила нас своей могучей девственной красотой. А люди – под стать природе – с крепким корнем, неговорливые, суровые на вид, но такие гостеприимные и радушные», как свидетельствовали многие из приехавших мастеров.

 Специально для этой ночи сотрудники художественного создали аудио-визуальный проект «АРТ-медитация». С помощью анимации погрузили посетителей в красочный и запоминающийся мир оживших картин – живописных образов трёхсотлетней кузбасской истории. Как известно, изобразительное искусство способно не только рассказать о прошлом, представить настоящее, но и заглянуть в будущее. В этом новокузнецким сотрудникам музея помогли современные художники – супруги Красновы из Красноярска. Свою живописно-керамическую выставку они представили, как своеобразный подарок жителям нашего города к 300-летию Кузбасса. Участники ночи музеев стали её первыми посетителями.

 И с ними лектор Катанян!

 В сценические образы облекли своих когда-то живших в Кузнецке жителей сотрудники музея-заповедника «Кузнецкая крепость» и литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского. На ночь они также превратились в актёров. В «Кузнецкой крепости» за основу постановки взяли рассказ неизвестного автора о незадачливом золотоискателе, которого обманул коварный скупщик. А в музее Достоевского смешали все времена – герои прошлых лет, обитатели старинного Кузнецка, вдруг оказались в днях нынешних и повели себя также, как и многие их молодые сверстники, отрешённо зависнув в мобильнике. Для раскачки публики сотрудники музея применили даже танцевальную зарядку под уже заигранные «Лабутены», где некая девица оказалась главным музейным экспонатом. Надо сказать, что зрители охотно под смех и шутки вступали в диалог с актёрами, и в частности с главным героем-ведущим – задумчивым и философски настроенным «лектором Катаняном».

 Экскурс в историю «Ночи музеев»

 Впервые «Ночь музеев» была проведена в Берлине в 1997 году. В историю она вошла, как «Долгая ночь музеев». Первая «ночь» имела большой успех и уже в следующем году к акции присоединились ещё 20 городов Германии. В 1999 году во Франции была проведена дневная акция под названием «Весна музеев». В 2001 году в этой акции уже участвовало 39 стран Европы и Америки. И только лишь в 2005 году «Весна музеев» переросла уже в «Ночь музеев». Через год к ней присоединились 11 музеев из Санкт-Петербурга и Саратова. Затем московские и екатеринбургские музеи. В 2009 году в акции участвуют уже 2300 музеев Европы, в том числе России. Арт-мероприятия различаются по масштабу. Некоторые из них были массовыми, другие предназначены для 20–30 человек. Записываться на них нужно было заранее. В 2020 году было объявлено, что в связи с карантином, вызванном пандемией коронавируса, акция будет впервые проходить в онлайн-формате. Трансляцию всероссийской акции, которая состоялась 16 мая, посмотрело более двух миллионов человек.


Просмотров статьи: 719