Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Сердце, отданное детям

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Марии КОРЯГА

Дважды победителем – в двух номинациях Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» – стал новокузнечанин Андрей Меш, педагог дополнительного образования Дворца детско-юношеского творчества имени Н.К. Крупской.

Это не первая победа Андрея Борисовича, педагога клуба социальной инклюзии «Журавушка». В июне этого года на Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования «Панорама методических кейсов», проходившем в формате онлайн, он представил разработанную им программу «Волшебная флейта», в которой отразилась первая встреча ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с музыкой, затем – рост его мастерства и возможность выхода юного музыканта на большую сцену. На третьем, завершающем этапе программы, воспитанники Андрея Меша уже не боятся выступать на уровне не только своего дворца, но и города. «Музыка лечит, музыка вселяет надежду», – поясняет педагог Андрей Меш. И добавляет: «За двадцать лет работы у меня накопилось столько методического материала! Я его оформил и выслал на конкурс. Приятно потом было слышать отзыв жюри о том, что мой кейс-портфель оказался на голову выше методических собраний столичных, московских и санкт-петербургских, педагогов». Самыми добрыми словами о нём отзываются и коллеги: «Таких учителей как Андрей Борисович можно по пальцам перечесть. Он – уникальный человек».

Уникальность новокузнецкого педагога проявилась и на самом престижном в сфере педагогики Всероссийском конкурсе «Сердце отдаю детям», организаторы которого – Министерство просвещения Российской Федерации и Общероссийский профсоюз образования.

В федеральном заочном этапе конкурсных заданий участвовало 273 педагога из 56 регионов страны. Среди них – 160 победителей региональных конкурсов профессионального мастерства и 113 самовыдвиженцев. Во втором очном этапе из этого количества экзамен по девяти номинациям выдержали девять конкурсантов. Среди них Андрей Меш, прошедший в лидеры по направлению работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (хотя среди претендентов на звание лучшего было шесть педагогов из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Хабаровска!).

Каждый из девяти участников в испытании «Педагогическое многоборье» представлял свой взгляд на то, как образование должно реагировать на глобальные вызовы современности, рассказывал о результатах развития дополнительного образования в своём регионе, а также о том, какие проблемы он видит в обновлении содержания педагогической и методической работы в своём образовательном учреждении. Конкурсанты помимо всего прочего пробовали вывести формулу успешности личности, размышляли о том, какие важные психологические составляющие ребёнка стоит развивать, а от каких необходимо отказаться. В задания конкурса входило и проведение открытого урока, причём не со школьниками, а со студентами педагогического колледжа, а также – создание дружного коллектива, когда конкурсантам-соперникам, не знающим друг друга, в течение двух часов нужно было стать сплочённой командой. За один час нужно было также пройти тест на владение профессиональными знаниями: быстро ответить на 20 вопросов, касающихся города, из которого приехал, истории педагогики региона, проблем учреждения, где работаешь. Было и такое задание: проанализировать фрагмент из художественного фильма с точки зрения педагога. Андрею Борисовичу достался эпизод с Олегом Далем из фильма «Мы смерти смотрели в лицо». Надо было выявить конфликт и определить нравственный выбор, который стоит перед героем киноленты, достоверно представить, на какую социальную активность в таком случае можно подвигнуть своих воспитанников.

Андрей Меш стал победителем и в специальной номинации «Признание профессионального сообщества», уступив один балл Анне Григорьевой из Казани. Однако главный приз победителя на сумму 150 тысяч рублей был вручён каждому из них – и Анне, и Андрею. (Следующий конкурс, кстати, пройдёт в городе победителя – Казани).

– Для меня, в течение многих лет не выезжавшего дальше Кемерова, поездка в Санкт-Петербург стала большим эстетическим и познавательным потрясением. Конкурсантов в городе на Неве встречали так, как и не снилось! Выполнять конкурсные задания приходилось быстро, соображая буквально на лету. Классно пообщались на конкурсе и с коллегами-преподавателями, и с жюри – профессионалами педагогики, приехавшими на конкурс со всей России, – отмечает Андрей Меш.

В клубе для детей с ограниченными возможностями здоровья «Журавушка» Андрей Борисович, о котором не единожды писала наша газета как о педагоге-новаторе, ведёт четыре программы по музыке и театральному искусству. Кроме того, он – многогранный музыкант: играет на скрипке, флейте, фортепиано, ударных инструментах и балалайке. К тому же вокалист, обладатель прекрасного баритона. Автор стихов и сказочных сюжетов музыкальных спектаклей, которые он как режиссёр ставит вместе с детьми. Философ и педагог, создавший уникальную систему обучения «особенных» детей. После года обучения замкнутые и недоверчивые ребята с ограниченными возможностями здоровья буквально преображаются. К третьему году после «лечения» театром и музыкой они начинают читать, писать, считать и главное – общаться. К концу первого года обучения журавлята уже различают условную и реальную ситуацию. С помощью педагога могут самостоятельно показать простой домашний спектакль с мягкими игрушками. Могут участвовать и в эпизодах большого театрального действа. Вместе с детьми с ограниченными возможностями на занятия приходят их братья и сёстры без ограничений по здоровью.

В «Журавушку» ходят и ребятишки Андрея Борисовича, отца семерых детей. Старшие уже живут самостоятельной жизнью. Остальные вместе с отцом поют в церковном хоре при Михайло-Архангельском храме (в своё время Андрей Борисович окончил Московский православный Свято-Тихоновский богословский институт). Дети педагога «Журавушки» помогают ему и в музыкальных спектаклях, играя на разных инструментах и исполняя роли. Победитель Всероссийского конкурса не раз признавался, что то, чем он занимается, ему очень нравится. Потому что он и сам иногда чувствует себя ребёнком, которому скучно работать по готовому конспекту и по заданным текстам и которому хочется сочинять что-то новое, импровизировать и увлекать творчеством других. Ему повезло с «Журавушкой», где он увлекает и лечит искусством детей. Неудивительно, что эти качества – желание нового, готовность импровизировать – и помогли ему победить в Санкт-Петербурге.


Просмотров статьи: 622