Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Транспортная реформа: первые шаги

// Автор: Александр ШПРИНГЕР
// Фото: Мария КОРЯГА

Вот уже неделю в Новокузнецке набирает обороты масштабная транспортная реформа, которая должна коренным образом изменить ситуацию с общественным транспортом в городе. Собственно, уже меняет, хотя старт и получился очень непростым, вызвав предсказуемое и вполне справедливое недовольство горожан. Несоблюдение графиков движения, нехватка автобусов на маршрутах, проблемы с оплатой проезда, незнание водителями города, а порой и вверенной им техники – со всем этим новокузнечане столкнулись уже утром 18 ноября. Многие опоздали на работу, учебу, кто-то уезжал с остановок на такси, большинство всё еще не знало определенно – куда и каким путем идут те или иные маршруты.

Администрация города, чьим детищем, по сути, данная реформа и является, сразу же взяла ситуацию под свой контроль. Был образован оперативный штаб по транспорту, в первую очередь занявшийся ответами на «вечные» российские вопросы: кто виноват и что делать?

Ответ на первый озвучил на следующий день в программе «Утро с мэром» Глава города Сергей Кузнецов: «Отработанная хорошая идея, основанная на мировой практике, была превращена в некое подобие позора и стыда из-за компании «ПИТЕРАВТО». Они вчера показали полное отсутствие профессионального подхода».

В чем это проявилось? Прежде всего, в плохой организованности. «Для меня непонятная история, – удивлялся Сергей Кузнецов, – когда водитель выходит с нарядом и получает случайную машину, которая может даже быть не заправлена, потому что его коллега, который работал вчера, не сделал этого. И возникает большое количество вопросов: кто ее принял на входе, кто и как ее осмотрел перед выходом и зачем такая система нужна». 

С организационными проблемами неизбежно оказались связаны проблемы кадровые и технические. На момент старта реформы в «ПИТЕРАВТО» катастрофически не хватало водителей. Ситуацию пытались решить с помощью вахтовиков из других регионов России, но получилось неудачно: водители не знают город и, соответственно, плохо ориентируются на маршруте, не могут ответить на вопросы пассажиров, в первые дни реформы нередкими были случаи, когда они вообще ехали не по тем дорогам, по которым нужно. 

Отдельная история – это проблемы с электроникой. «Вчера машины не вышли в течение часа-полутора, потому что не включалась вся электронная система отслеживания платежей и взаимосвязи с основным компьютером, – рассказал 19 ноября Сергей Кузнецов. – Ни один водитель не решится ехать и рисковать людьми в такой ситуации. Именно поэтому вчера произошел глобальный срыв при наличии новой техники и шикарных электронных устройств».

Так транспортная реформа, у которой еще 17 ноября было немало сторонников, стала часть этих сторонников терять – конкретные «сегодняшние» проблемы для многих отодвинули в сторону те перспективы, которые привлекали еще вчера. 

А ведь эти перспективы и потенциальные плюсы реформы, по сути, никуда не делись. В город пришли и все эти последние дни продолжали приходить новые современные автобусы – экологичные, удобные, заметно уменьшившие количество транспорта на дорогах. Когда ситуация нормализуется, станет единой стоимость проезда, и будет она ниже, чем была в маршрутках. К тому же перевозчики теперь не смогут произвольно повышать стоимость билета – таковы особенности регулируемого тарифа и специфика брутто-перевозок. И еще один очень важный момент – везде будут действовать льготы на проезд, и для того, чтобы проехать по льготе, не нужно будет подолгу ждать муниципальный транспорт, как раньше. Но это всё будет, когда реформа наберет обороты, и все начнет работать, как планировалось. А пока оперативный штаб в ручном режиме решает актуальные проблемы, чтобы исправить проблемы «первого дня».

В первую очередь решался вопрос с количеством автобусов на линии. На некоторых маршрутах продолжили работать привычные горожанам «пазики» частников, у которых договор до февраля 2021 года. Часть маршрутов взяли на себя водители ПАТП, очень выручил город троллейбус. В течение последних семи дней новые автобусы прибывали ежедневно. По состоянию на 14.00 25 ноября на линиях города работало в общей сложности 262 автобуса, из них 152 единицы – от компании «ПИТЕРАВТО» (по плану должно было быть 171). В министерстве транспорта Кузбасса рассчитывают, что к середине следующей недели основной перевозчик будет располагать полным парком техники, включая резервную. 

Оперативно по результатам мониторинга и обращений граждан решается и ситуация с маршрутами общественного транспорта. Так, маршрут №63 был продлен до остановки Транспортной. Маршрут №25 разделился на №25 и №25А. Первый следует от 18 квартала до Левого берега, второй – от 18 квартала до Вокзала. 24 ноября начали действовать изменения в маршруте №80. Не исключено, что в ближайшее время появятся и другие коррективы в маршрутной сети, которые снизят пока еще имеющуюся проблему доступности общественного транспорта для горожан, особенно в отдаленных районах.

Новые маршруты, кстати, уже внесены в «Дубль-ГИС», «Яндекс-карты» и мобильное приложение Hubb.

Для улучшения логистики создана вторая площадка для транспорта в ПАТП-1. Теперь на этой территории находится автоколонна, автобусы которой направляются в Редаково, Точилино, Абагур-Лесной, Листвяги.

Одной из основных проблем всё еще остается дефицит водительских кадров. На данный момент в новокузнецком филиале работает 370 водителей, из них 130 – местных. Для руководителя филиала набор именно новокузнечан станет приоритетной задачей̆ на ближайшее время.

Отката на ситуацию до 18 ноября администрация города не допускает и не рассматривает. За дальнейшее развитие реформы накануне высказался и Губернатор Кузбасса Сергей Цивилёв: «Правительство Кузбасса поддерживает транспортную реформу, которая позволит полностью обеспечить жителей Новокузнецка комфортным и современным общественным транспортом. К настройке новой транспортной схемы подключены профильные министерства, которые оказывают всестороннюю поддержку городу. По итогам переговоров с руководством компании «ПИТЕРАВТО» принято решение о том, что до 30 ноября включительно проезд на маршрутах данного перевозчика будет бесплатным для всех жителей Новокузнецка».

Для справки: номера маршрутов «ПИТЕРАВТО» на данный момент: 3, 8, 11, 13, 17, 23, 25, 27, 28, 51, 53, 54, 56, 60, 63, 66, 67, 68, 70, 80, 81, 86, 88, 89, 91.


Юрий Григорьевич Зяблицкий – один из самых уважаемых транспортников Новокузнецка. Много лет он отдал городскому автобусу, начинал механиком ОТК, возглавлял ПАТП-1, был заместителем начальника Управления по транспорту. Транспортную реформу – из-за здоровья – встретил пассажиром. Его мнение – оценка профессионала с огромным опытом. 

В первый день Юрий Григорьевич вынужден был 20 минут идти домой пешком. Тем не менее реформу как таковую он оценивает положительно, хотя и сетует, что начали ее в холода. Ветеран отрасли сразу же отметил, что на улицах не стало верениц «пазиков», и это хорошо. По его словам, «надо просто отрегулировать работу «синеньких автобусов», и всё будет хорошо. В свое время, – добавил Юрий Зяблицкий, – профессионалы мечтали о таком масштабном обновлении парка, о такой технике».

Конечно, заслуженному транспортнику неприятно, что в Новокузнецк привезли большое количество водителей-вахтовиков из разных регионов России. Юрий Зяблицкий считает, что руководители нового перевозчика должны лично через телевидение обратиться к новокузнецким водителям и рассказать об условиях работы. 

Также ветеран обратился к своим коллегам, которые отказались работать на новых автобусах: «Подумайте о людях, которые стоят на остановках, которые ездят в переполненных автобусах. Нехватка водителей, которую испытывает новый перевозчик, не идет на пользу, прежде всего, нашему городу, нашим жителям, нашим пассажирам. Название компании, даже наше отношение к ней может меняться, но сегодня опыт и знания водителей автобусов нужны Новокузнецку. Пассажир должен ехать, и в этом наша работа».


Просмотров статьи: 826