Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Пушкин – наше всё!»

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА

Первое впечатление, которое возникает при взгляде на это увесистое издание, – удивление. Каким образом можно было взять и совместить пушкинское творчество и суровую новокузнецкую металлургию в одно целое? Вернее, в два тома. В прошлом новокузнецкому журналисту, а в настоящее время московскому писателю Гарию Немченко это удалось. Недавно свет увидел его новый двухтомник «Рождение огня. Кузнецкая земля и Александр Пушкин».

Поэты как наследники

Самое непосредственное участие в его создании приняла новокузнечанка Нина Лучкина, поэтесса, публицист, переводчик. Знакомство с известным писателем произошло два года назад, когда Гарий Леонтьевич приезжал в наш город на презентацию своей книги «Красная машина», посвящённой новокузнецкому хоккею. После нескольких встреч два творческих человека – Гарий Немченко и Нина Лучкина – поделились своими планами, обменялись телефонами и стали общаться. В марте прошлого года Гарий Леонтьевич обратился к новокузнечанке с просьбой – подобрать для его будущей книги об Александре Пушкине стихи новокузнецких авторов, в которых, так или иначе, упоминается образ и творчество поэта. Такие, конечно же, нашлись… В первую очередь это произведения Любови Никоновой и Александра Раевского, написанные по мотивам пушкинского наследия. Список дополнили имена других новокузнечан: Натальи Гончаровой, Руслана Сидорова, Бориса Мячина, Нины Лучкиной, Татьяны Николаевой, Григория Осоченко, Виктора Бокина, Натальи Палаткиной, Таяны Тудегешевой.

Свою задумку Гарий Немченко пояснял так: «Славному Граду Кузнецкому предстояло пережить один за другим несколько юбилеев. В том числе – 400-летие собственного дня рождения. (В настоящее время он готовится к очередному славному юбилею – 300-летию Кузнецкого края.) Как человеку, которому посчастливилось хоть в малой степени быть причастным к судьбе великого, в этом как раз не сомневаюсь, нашего города, мне тоже пришлось тряхнуть пыльной стариной. Чего только в накопленном за несколько десятилетий архиве не нашлось среди пожелтевших от времени газет, журналов, полузабытых книг! Ворошить это было и радостно, и достаточно грустно».

Кузбасс в форме сердца 

Писатель в связи с этим вспоминает вышедшую в Москве, в издательстве «Советская Россия» внушительную по объёму книгу чешских журналистов Зденека Ногача и Станислава Обнорского «Поезда идут на Восток». Чуть ли не самый большой её раздел под названием «Стальное сердце Сибири» посвящен Кузбассу и, в частности, Новокузнецку. «Только серый, как пим, ни разу не глядевший на карту Советского Союза, обыватель не знал тогда, что Кузбасс повторяет форму человеческого сердца», – подметили иностранные журналисты. В главе «Беседы на Антоновском поле» есть эпизод о визите чехов на Антоновскую площадку. Прибыли они в знаменательный день: пришёл первый состав со стройматериалами и оборудованием. И стройка, наконец, проснулась! Ей был задан долгожданный темп работ. И по этому ажиотажу стало понятно: домна через пару лет обязательно выдаст первый чугун, хотя она пока и находилась в «эмбриональном состоянии»… Но никто уже не сомневался: домна будет, и домна чугун даст! Это уже ощущалось по беспрерывно бежавшим по дорогам машинам; по дымке костров, которые, освещая путь и грея строителей, жгли то тут, то там… «Но куда больше согревала сибиряков жаркая работа» – отмечали чешские журналисты. А потом закипела работа в цехах завода во время плавки стали. Жаркое дело металлургов… Во всём этом улавливалось некое сходство с «горячим», никого не оставляющим равнодушным творчеством «солнца русской поэзии». 

Эта связь совершенно очевидна и для новокузнецких авторов повестей и стихов, вошедших в двухтомник, который посвящён сразу двум значимым юбилеям – 55-летию ЕВРАЗ ЗСМК, ставшего спонсором издания, и 220-летию со дня рождения Александра Пушкина: «Чёрная металлургия и Пушкин – какая связь? Самая прямая. Они символизируют две вечные темы – Труда и Поэзии».

Повести временных лет

Своё вступление к книге Гарий Немченко озаглавил «Огнь, или Народ-пушкинист». Поскольку, кроме стихов новокузнецких поэтов в неё вошли и повествования о тех или иных событиях в жизни каждого из авторов рассказов и повестей, связанные с именем Пушкина. Как отметили критики, «тайные зовы пушкинского наследия и впрямь внимательно и вдумчиво расслышаны новокузнецкими литераторами. Разнообразен жанровый спектр «Рождения огня». Тут и роман Роберта Кесслера «Муза и гений»; и повести Геннадия Неунывахина: «Я вас любил…» и «И жизнь, и слёзы, и любовь…»; и записки о народном пушкиноведении самого Гария Немченко «Вольный горец»; и блок биографических материалов Светланы Рудаковой «В честь Пушкина и его раба», посвящённых хранителю Пушкиногорья – Семёну Гейченко; и литературоведческие статьи Русланы Ляшевой; и, конечно же, стихи новокузнецких поэтов, обращённые к личности и творчеству великого русского классика: «Час придёт – тоскою смертной заболею, / Растворюсь в невыносимо вечной мгле…/Ни о чём таком как будто не жалею,/ Жалко, Пушкина не встретил на земле./ Свечка выгорит – и время всё залижет./ Риск большой. Но и надежда велика:/ Вдруг его в полях заоблачных увижу,/ Пусть случайно… сквозь туман…издалека» (Александр Раевский). И потому на одно из предложений, поступивших от коллег-писателей по поводу названия своего двухтомника («Назови: «Четыре пушкиниста»), Гарий Немченко воскликнул: «Какие там «Четыре…»! Я уж стал думать, что не только в Новокузнецке – во всём Отечестве у нас каждый второй – пушкинист. Или вообще – каждый». 

И это его утверждение прекрасно иллюстрируют письма домой Светланы Рудаковой, поэтессы, прозаика, автора многочисленных сборников. Они открывают второй том книги. Окончив институт им. Плеханова, она по комсомольской путёвке приехала в далёкую Сибирь, на ударную стройку Запсиба, где работала каменщиком. Светлана рассказывает и о своём знакомстве с Семёном Степановичем Гейченко – знаменитым директором Пушкинского заповедника в Михайловском, называвшим себя «рабом Пушкина». О встрече с Иваном Семёновичем Козловским, певшим в Успенском соборе с хором мальчиков в праздничный День поэзии в честь дня рождения Александра Сергеевича. Она делится с читателями работами Павла Бунина (его графика использована на обложке) и Энгеля Насибулина, у которого Пушкин – такой «трогательный, наивный, шаловливый и загадочный».

Поэт в России – больше, чем поэт

Солидная часть второго тома принадлежит перу Гария Немченко. Он пишет о путешествии Пушкина на Кавказ, в Тифлис, в станицу Отрадная (где родился сам Гарий Леонтьевич). О дружбе поэта с Гоголем и его слугой Якимом Нимченко. О вновь отстроенном доме Ганнибалов в Захарово, где Пушкин провёл детство с няней Ариной Родионовной, и о многих других местах, связанных с именем великого поэта. Небольшой, но довольно эмоциональный отзыв на книгу дала ветеран Запсиба, ветеран труда Лидия Некрасова: «Гарий Немченко сравнивал огонь доменной печи с пламенем, горевшим в душе поэта. Он долго вынашивал идею создания труда, который бы пламенный металл Запсиба и пламенные строчки поэта, их общий дух. И вот, наконец, результат! Спасибо Вам, Гарий Леонтьевич, за это сокровище!» Писатель, конечно же, не остался в долгу. И ответил своим авторам и почитателям его таланта: «Спасибо, Запсиб! За немеркнущий огонь, который в самые, бывает, беспросветные дни, алеет как свет в окошке. Спасибо за опыт. За веру, которая согревала нас в самые холодные дни и греет душу сегодня. Спасибо за эти книги, которые будут держать в руках наши земляки, наши старые товарищи. Их дети и внуки. И в этом смысле наша надежда не только на себя. Больше, как повелось в России, – на Александра Сергеевича. На Пушкина». 

На сегодня книга поступила в 30 библиотек города, вузы и учебные заведения, музеи Новокузнецка. Осенью этого года планируется творческая встреча с авторами книги. 

Фото Марии Коряга и из архива Нины Лучкиной


Просмотров статьи: 563