Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Мастер чёрного цвета

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА

Художники «сурового стиля»: правдивые, искренние, отказавшиеся от приукрашивания действительности, создания некоего идеализированного эталона, сказочного образа счастливой коммунистической эпохи. Так было принято обозначать направление в советской живописи, возникшее в 50-60-е годы ХХ века, целую плеяду мастеров, к которой относился и Игорь Обросов. Выставка его работ открылась недавно в залах Новокузнецкого художественного музея.

Экспозиция поначалу поражает своей мрачностью, тёмным колоритом большинства картин, буквально накрывает тяжёлым впечатлением от увиденного. Недаром Игоря Павловича называют «Мастером чёрного цвета». Но вскоре тяжесть с души уходит. И появляются «просветы» совершенно другого понимания и приятия творчества художника.

От имени отца

Экспозиция приехала в наш город из Иркутска. Однако свой старт она взяла в одном из московских музеев. И с тех пор по воле сына художника – Павла Обросова, владеющего большой частной коллекцией работ отца – вот уже четыре года колесит по галереям «провинциальных задворок», то есть отдалённых от столицы сибирских городов. В «творческом путешествии» Павла Игоревича сопровождает известный московский искусствовед Пётр Баранов.

На выставке представлено около 50 живописных и графических работ: портреты деятелей культуры, триптих на тему сталинского прошлого, натюрморты, деревенские и лирические городские пейзажи. В картинах Игоря Обросова нашли отражение и самые трагичные страницы истории ХХ века, и романтичные сюжеты – те же виды Москвы, исторические памятники, скверы и парки, мосты, старинные особняки. Многие работы мастера представлены в ведущих российских и зарубежных музеях. А его учениками стало большое количество ярких современных художников. Деятельность и творчество Игоря Обросова, считают искусствоведы, мощно повлияли на отечественное изобразительное искусство в конце ХХ века и дали импульс для его развития в начале ХХI-го.

Суровая эпоха

 – Историю своих современников живописец запечатлел в портретах знаменитых шестидесятников, с которыми был дружен. На выставке нашли отражение и такие две важных для художника темы, как русская деревня и связь поколений, – отметила Ладислава Авдеева, научный сотрудник музея, куратор выставки.

Шестидесятники – это по большому счёту дети тех самых отцов и матерей, прошедших войну и репрессии. Под этот «молох репрессий» попал и Павел Обросов, отец художника. Один из ведущих хирургов, работавший в институте имени Склифосовского. С Иосифом Сталиным он познакомился ещё до революции, на одной из сибирских каторг. Был лечащим врачом Надежды Аллилуевой, жены Сталина и, когда та покончила с собой, предрёк: «Коба мне этого не простит». И действительно, вскоре выдающийся хирург был арестован как «враг народа» и якобы отправлен в ссылку на 10 лет. На самом деле он был вскоре после ареста расстрелян. И всю эту трагичную цепь событий, которые когда-то происходили в его семье, изображает Игорь Обросов в своём триптихе «Трагическое прошлое. Памяти отца». С помощью сурового стиля художником чётко и лаконично представлена та тяжесть, которая легла на души главных на картине персонажей. Отца, которого уводят из дома люди в милицейских шинелях. Матери, чьё лицо исказило предчувствие того, что видятся они с мужем в последний раз. Домочадцев, лица которых полны недоумения: за что? И тонкие худые руки мальчишки, что, прощаясь с родным человеком, от непосильного детского горя сжал свои кулачки… Сотрудники музея предполагают, что таким на картине художник изобразил самого себя в детстве.

– Вот это и есть тот самый «суровый стиль», который зародился в 20-30 годы прошлого столетия в творчестве художников Дейнеки и Петрова-Водкина. Направление, которое соответствует словам Твардовского: «О суровой правде – только факты». Реальность для него такова, как она есть: только сдержанность и скупость образов. И потому творчество шестидесятников расценивают как ответную реакцию на повсеместную в то время лакировку действительности. Оно правдиво, оно без какой-либо фальшивой красивости, – рассуждает Ладислава Авдеева.

Научные сотрудники музея характеризуют творческую манеру Игоря Обросова, как сложившуюся на стыке графики и живописи: «с отточенностью линий, лаконичностью, выразительностью и монументальной трактовкой форм».

Ну и ню! В «гробиках»…

И если первая часть выставки посвящена в основном памяти отца и знакомым деятелям искусства, среди которых портреты поэтессы Беллы Ахмадулиной, художника Таира Салахова, кинорежиссёра Владимира Наумова, актрисы Натальи Белохвостиковой, актёра Михаила Ульянова и других, то вторая широко представлена деревенской тематикой. Причём, в качестве «натурщицы» выступает деревня Обросовка, в которой жил какой-то отдалённый предок Обросовых. Здесь, в этом зале, можно увидеть пейзажи и натюрморты, к которым художник сам делал, экспериментируя, необычные деревянные рамки, называя их полушутя «гробиками». Считается, что необычные рамы придают картинам особый шарм. Одни зрители говорят, что с ними изображённый на картине сюжет, словно притягивает, «засасывая в себя», их внимание. Другие – наоборот: видят исходящий изнутри от полотна некий свет. Словно картина вся до капельки отдаёт себя зрителю. Есть полотна, написанные в жанре «ню». На одной из них изображена светящаяся белизной пышнотелая жена художника. На другой – некая, тоже лишённая худосочности, романтичная особа. «Но и эти работы – тоже полная чувств, эмоций и переживаний жизнь автора. Хотя мы, когда проводим экскурсию с детьми, эти «ню» стараемся не показывать», – почти с улыбкой отмечает Лада Авдеева.

Возрождение Обросовки

Обретённая художником деревня Обросовка вытащила, можно сказать, счастливый жребий. Когда-то позабытая и заброшенная, она с помощью мастера, любителя заниматься благотворительностью, при поддержке его родных обзавелась новым храмом, жилыми домами. Деревня, по сути, возродилась. По словам Павла, семья и после смерти отца не бросила Обросовку на произвол судьбы. Перед праздником 9 мая они непременно приезжают к ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе и живущим в окрестных деревнях, с подарками и театрализованными представлениями на военную тематику. Разыскали и привезли мастеров, которые показали местным жителям, как возводить деревянные строения – будь то храмы или жилые дома – без единого гвоздя, только с помощью топора. Между прочим, это ведь давно забытое мастерство древних зодчих!

Художник Обросов помогал не только деревенским жителям. Находясь на пике своей известности, в звании «Народного», он не единожды становился добрым кудесником в судьбе и молодых, и пожилых столичных художников, помогая им обрести крышу над головой – получить московскую квартиру.

До этого сын Павел, получивший художественное образование, в прошлом промышленный график, раздарил все свои работы друзьям и знакомым. И собственным творчеством, по сути, перестал заниматься. «Отцом всё уже сказано», – говорит он, считая, что «сказанное отцом» должны увидеть и сибиряки. В этом и есть творческая миссия их семьи.

Фото Новокузнецкого художественного музея


Просмотров статьи: 559