Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Поймать и сохранить мираж!

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА

Многие, наверняка, согласятся с тем, что зачастую наша реальность напоминает мираж. Зыбкий, растворяющийся, исчезающий, словно туманная дымка, буквально на глазах…Запечатлеть миражи нашей жизни попытался в своих работах Игорь Бессонов, известный в городе и за его пределами живописец, график, преподаватель Новокузнецкого областного колледжа искусств. На днях в Новокузнецком художественном музее открылась его персональная выставка – результат творческих усилий мастера на протяжении последней пары лет.

В двух ипостасях

Несколько фактов из биографии Игоря Бессонова. Коренной новокузнечанин, из семьи Бориса Александровича Бессонова – художника плеяды мастеров, стоящих у истоков художественной жизни нашего города. Так что уместно говорить уже и о творческой династии. Последнее место учёбы Игоря Бессонова – Московский художественный институт имени В.И. Сурикова. С тех пор более сорока лет он радует новокузнечан своим творчеством. Неоднократно награждался Академией художеств России, Союзом художников РФ. Несколько лет назад получил звание Заслуженного художника Российской Федерации.

– Более того, Игорь Борисович – человек, успешно сочетающий в себе две ипостаси: художника и педагога. Двадцать лет он посвятил профессиональному художественному образованию нашего города. Бессонов стоял у истоков создания отделения станковой живописи в Новокузнецком областном колледже искусств и на сегодняшний день он – один из ведущих педагогов колледжа, заведующий отделением, – отмечает куратор выставки Евгения Попова.

Так что среди моделей художника немало его студенток. Можно сказать, не выставка, а сплошь «девичье собрание». А иначе и быть не могло, поскольку на отделение сегодня приходят учиться почти одни девушки. Есть, правда, и мужской образ в этом ряду картин…Это автопортрет самого Игоря Бессонова.

Для того чтобы чётче и яснее представить зрителям процесс сотворения неуловимых и воздушных женских образов, сотрудники музея попросили художника представить на выставке эскизы его работ. На них мастер буквально в нескольких линиях подмечает и воплощает на бумаге самое главное, что смог уловить в модели. Прежде всего, девичью пластику и грацию. Здесь же, на выставочной развеске – созданные по эскизам готовые произведения.

Игра воображения

На открытии выставки собравшимся предложили сыграть в некую воображаемую игру. Представить, что в музей неожиданно заглянули философ и поэт. Каким образом оценили бы они представшие перед ними изображения на картинах под общим грифом «Миражи»? Философ, возможно, взглянув на ускользающие, зыбкие образы завёл бы разговор о временности всего сущего. О том, что люди приходят в нашу жизнь лишь на короткий миг и вскоре становятся миражами. И художник силой своего таланта пытается «схватить», удержать эти мгновения, этот ускользающий в неизвестность мир. А значит, продлить его существование. Поэт же, наверняка, обратил бы внимание на тот факт, что все модели – нежные существа, что представлены одни лишь женские образы. «А женщина подобна стихии. Она – как море, как набегающая волна, способная заполонить и затопить всё. А потом отхлынет, и её не удержать. И только художник в силах «остановить» эту стихию!» – таким поэтическим отступлением предлагалось зрителям «включить» своё творческое воображение. А потом ещё раз каждому из них внимательно вглядеться в представшие перед ними «миражи». Сделать это легко. Ведь даже названия работ Бессонова говорящие: «Ускользающий мир», «Ускользающая реальность», «Ускользающий лик», «Наваждение»…И в каждой из бессоновских девушек-миражей есть что-то таинственное, русалочье. Многие в той характерной позе, в какой обычно на берегу реки сидят в ожидании своей сказочной участи морские девы. Именно таким русалочье племя изображают на иллюстрациях к русским сказкам. При этом картины Игоря Бессонова – это своего рода вариации. Он создаёт поначалу один образ, затем закрашивает его и тут же рядом создаёт другой, а, порой, и третий. При этом первоначальный всё равно, каким-то мистическим образом, выдаёт своё присутствие. Словно проясняя нежную и более-менее чёткую сущность окончательной и главной героини «миража».

Работа за один сеанс 

– Сегодня этому именитому художнику вполне достаточно было бы сделать ретроспективную выставку из своих прошлых работ. Но он наотрез отказался, решив создать новую. На это у него ушло два года. В итоге родилась экспозиция из более 30 работ, на многих из которых видно, как художник выхватывает из ускользающего бытия формы, контуры и передаёт индивидуальный характер каждой модели. А героини – это ведь реальные люди, его ученицы, коллеги, просто знакомые – предстают перед нами почти утратившими свою материальность и превращаются на холсте в растворяющиеся, хрупкие образы прекрасного. И каждый образ, схваченный кистью художника, остаётся жить, – отмечает Евгения Попова. Не забыв подчеркнуть, что автор выставки, несмотря на солидный возраст, творчески плодотворен, с большим запасом идей и сил. «Ему ещё писать и писать. Хотя среди художников существует мнение, что если стал преподавать, то времени на создание собственных работ не остаётся. У Игоря Борисовича всё иначе. Он по-прежнему не перестаёт творить», – подчёркивает куратор выставки. 

– Да, я пишу каждую работу за один сеанс. Весь этот процесс по созданию образа у меня длится недолго. Пока не выплесну то, что чувствую – от холста не отхожу. Такой порыв, такое вдохновение охватывает! – подтверждает её слова Игорь Бессонов. При этом мастер признаётся, что он не любит писать моделей, которые намеренно позируют. Есть в этом что-то неестественное, искусственно-вычурное. Он предпочитает уловить в каждом человеке непосредственность, а значит, естественную искренность его бытия. Дойти до самой сути, как сказал бы поэт. 

Сотрудники Новокузнецкого художественного музея, кстати, предоставили зрителям уникальную возможность: увидеть в первом зале персональную выставку педагога Игоря Бессонова, а во втором – работы его учеников. И всё это – своеобразный итог деятельности Игоря Борисовича как художника, педагога и заведующего отделением станковой живописи. Изначально выставка произведений творческой молодёжи должна была закрыться в конце января, но, для «целостности впечатлений» продлена – почти до середины февраля.

Фото Новокузнецкого художественного музея 


Просмотров статьи: 735