Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Комсомол у него в генах

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА

В этом году в нашей области отмечается значимая дата: сто лет кузбасскому комсомолу. К этому беспокойному племени с самой ранней юности относит себя и новокузнечанин Виктор Макарук, наш постоянный читатель и автор, который может написать заметку на любые темы. И хотя в этом году сам Виктор Данилович празднует довольно весомый юбилей – 70 лет, он по-прежнему «по-комсомольски» неравнодушен ко всему, что происходит в нашей стране. Как и во времена своей юности, чувствует себя причастным и болеющим душой за всё, что происходит в любимом городе. Так что известный девиз его молодости: «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым…» – как раз и о нём, сегодняшнем Викторе Даниловиче Макаруке. Можно образно сказать: комсомол у него, председателя городского Совета ветеранов журналистики, в генах.

Село закалило

Сам Виктор Данилович, как он выражается, человек крепкой крестьянской закваски. Детство его прошло в одном из сёл Гурьевского района. С семи лет был приучен к нелёгкому крестьянскому труду: во время сенокоса возил на лошади копны сена. После окончания школы в 1966 году приехал в Новокузнецк, чтобы устроиться на Кузнецкий машиностроительный завод. Увидел по телевизору объявление, в котором обещали и научить, и дать работу и жильё выпускникам школ, и сорвался в дорогу. Так что свой трудовой путь он начал в цехе №5 Кузмаша учеником токаря. Через четыре месяца стал одним из лучших станочников. «Я очень благодарен заводскому коллективу, который оказал мне, деревенскому пареньку, всевозможную поддержку в моём становлении. Признателен заводскому комитету комсомола, который, контролируя, держал нас, молоденьких парнишек, приехавших со всего Кузбасса и с Алтая, под своим бдительно-неусыпным оком. Старшие товарищи привлекали нас к занятиям спортом, организации работ по строительству клуба «Маяк», дежурствам в добровольной народной дружине и оперативном комсомольском отряде. Комитет комсомола не давал нам скучать, делая нашу жизнь осмысленной и интересной», – вспоминает Виктор Данилович те свои комсомольские годы.

Одновременно, работая в заводском цехе, Виктор Макарук поступил на заочное отделение по разработке угольных месторождений Осинниковского горного техникума. А после окончания учёбы пошёл работать по специальности на шахту «Бунгурская». И молодого выпускника сразу же, в первый день работы, отправили в забой горным мастером. Паренёк пытался поначалу протестовать: «Да вы что! Я же в шахте практически не был…Такая ответственность!» Но его и слушать не желали. Так и отправился в ночную смену, знакомясь с бригадой буквально на ходу. Перед спуском в шахту подсказали ему особую, но весьма необходимую в труде шахтёра примету. «В штольнях-тоннелях жили крысы. И если случалась какая-нибудь опасность, то они, учуяв неладное, сразу же бежали из штольни, пытаясь подняться на поверхность. В таком случае нам нужно было, тотчас надев на лицо спасатель в виде противогаза, бежать вслед за ними», – рассказывает бывший шахтёр. Но, к счастью, полагаться на бегущих из шахты, как с тонущего корабля, крыс ни разу не пришлось. «Бунгурская» считалась взрывобезопасной шахтой.

С особым климатом доброты

Виктору Даниловичу нравилась его работа. «Моральный климат среди горняков тогда был наполнен добротой. Не знаешь – подскажут. Чего-то не понял – разъяснят», – вспоминает он. Но и ему не раз приходилось выручать своих подопечных, что по тем или иным причинам не вышли на работу, становясь за них на пустующее рабочее место. «Потому что я, как мастер, отвечал за выполнение наряда, выдаваемого на каждую смену. И никогда ещё такого не было, чтобы наряд не выполнялся. Трудности меня не страшили, как, впрочем, и других горняков из того, нашего поколения. Ведь многие приходили в забой из алтайских деревень. И каждый из нас с детства познал тяжёлый крестьянский труд. Так что деревенская закалка сказывалась и в работе шахтёром. Любые сложности и трудности для нас были, да и до сих пор остаются обыденностью», – отмечает Виктор Данилович.

Все вопросы в смену решались оперативно. Начальник участка, выдавая горному мастеру Макаруку наряд, особо не распространялся, где брать тот или иной инструмент для выполнения задания: таких подопечных у него было до ста человек, каждому не объяснишь. Дали задание – выполняй, полагаясь на свои знания и смекалку. И выполняли, и перевыполняли. Труд горняка во времена молодости Виктора Даниловича, как отмечает он, был в почёте.

Из шахты в газету

Затем последовало приглашение в институт «ВНИИгидроуголь» работать старшим инженером. Здесь Виктору Даниловичу пришлось заниматься анализом микроклимата «на сухих и гидрошахтах». Сотрудники институтской лаборатории объездили тогда все шахты Кузбасса. Затем по семейным обстоятельствам – женился и надо было кормить семью – Виктор Макарук перешёл на работу в шахтостроительное управление на более достойную зарплату. Одновременно по направлению Куйбышевского райкома комсомола поступил в Университет марксизма-ленинизма, чтобы изучить тонкости партийно-хозяйственной деятельности, который окончил на «отлично». Отработав в ШСУ №8 четверть века и, построив вместе со строителями-шахтостроителями почти пол-Байдаевского микрорайона, его жилые дома и детсады, Виктор Данилович, чтобы выработать подземный стаж, перешёл на шахту «Абашевскую». Так что на заслуженный отдых ему пришлось «выходить из-под земли», то есть с угольного предприятия. К тому времени он уже был известен и как активный рабкор, который пишет о жизни «Абашевской» в газете «Горняцкая солидарность». И редактор газеты Анатолий Сосимович пригласил его на работу в штат. Анатолий Никифорович сразу оценил способность Виктора Макарука увидеть, понять и изложить на бумаге проблемы горняцких предприятий.

Не забыть ветеранов!

Некоторое время Виктору Даниловичу пришлось возглавлять совет новокузнецких ветеранов-угольщиков. Перед только что созданной городской общественной организацией – Советом ветеранов угольной промышленности – была поставлена непростая задача: провести учёт пенсионеров, как работающих ныне, так и ликвидированных в результате реструктуризации отрасли угольных предприятий. Пришлось проделать большую работу, найти и поставить на учёт около тысячи ветеранов-угольщиков. Основной заботой совета под предводительством Макарука стали именно ветераны закрытых предприятий. Многие из них имели трудовой стаж от 20 до 40 лет, были удостоены правительственных и ведомственных наград, но многие годы не получали никакой материальной и моральной поддержки. Пришлось обращаться к общественным и городским организациям, спонсорам. Довелось решать и вопросы по жилью. Так что кипучая энергия Виктора Даниловича стала и здесь настоящей движущей силой.

Надо сказать, что Виктор Данилович, как ветеран журналистики и человек, много не только пишущий, но и читающий, до сих пор обладает пытливым умом и интересом к книжным новинкам. Макарук занесён в список Почётных читателей Центральной библиотеки имени Н.В.Гоголя. О своём увлечение чтением он так и говорит: «Библиотека для меня – культовое заведение, как для верующего церковь. И всегда, подходя к зданию этого учреждения, я испытываю какое-то внутреннее волнение». Что подчёркивает незаурядность его яркой творческой личности.

 Фото из домашнего архива В.Д. Макарука


Просмотров статьи: 780