Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Я был, я есть, я буду снова»

В Новокузнецком художественном музее продолжает работать уникальная выставка работ, выполненных в технике сграффито и названная «Разговор с небом». На суд зрителей представлены 39 произведений Леонида Ступенькова, настоящего самородка, которым может гордиться не только наш сибирский город, но и далёкий «Чёрный континент». Полотна известного новокузнечанина, чьим местом работы на многие годы стала Африка, выставляются в музее во второй раз. Впервые зрители увидели их десять лет назад.

Родился Леонид в Горной Шории. Затем его сразу увезли в наш город. Семейные предания гласят, что ещё трёх-пятилетним ребёнком он любил разрисовывать клюквой обои на кухне. Но его никогда не ругали. Будущий художник рос в атмосфере любви и обожания рядом с родителями и старшим братом. Среди книг, предметов искусства и старины. В раннем детстве увлекался балетом. Посещал кружок биологии. Коллекционировал бабочек. С 10 лет начал активно заниматься спортом. В результате многолетних серьёзных тренировок овладел боксом, карате, кикбоксингом, снайперски стрелял, катался на лыжах и плавал. Учился в 55-й школе, затем в ПТУ- 34 получил специальность слесаря-строителя. Хотел, как старший брат, попасть в десантные войска. Служил в Германии. До конца осуществить мечту помешал вывод Западной группы войск из Германии. Но, тем не менее, три года в армии остались для него прекрасным воспоминанием. Самостоятельный путь в искусстве для Леонида начинался так: учёба в высших учебных заведениях Москвы, Ленинграда, уроки в Академии художеств. Упорное изучение анатомии. Портретирование на Арбате и Невском. Консультации у опытных художников. Его любимые живописцы – Джорджоне, Поль Гоген, Модильяни... В это время он проявляет интерес к сюрреализму. Много читает. В его карманах всегда томик Пастернака или Бодлера.

Признание его таланта пришло рано. Совершенствуясь, Леонид достиг высот: в 1993 году был принят в члены Международной федерации художников ЮНЕСКО. Его творчество привлекает специалистов в том числе и редчайшей техникой сграффито и станковыми формами, которые он во многом дорабатывал сам. Кредо мастера гласит: «Жизнь, а не о жизни». Он много и очень успешно выставляется в Москве, на Кипре, в Португалии, Франции… Постоянно участвует в экспозициях на Малой Грузинской. Его работы находятся в частных коллекциях России, стран СНГ, а также в Германии, Франции, США.

В 1994 году в его жизнь врывается трагическое событие: на одной из подмосковных дач погибает брат Юрий. И Леонид, в состоянии сильнейшего потрясения, по приглашению друзей, уезжает на юг Африки в Намибию. Там его встречает сухой тропический климат, бескрайняя пустыня, дюны, саванна, дыхание Атлантического океана. О Намибии говорят, что это государство – сокровище. Пожалуй, это единственная страна в мире, где богатство буквально «валяется под ногами». Ещё там дороги отменного качества: прямые как рельсы БАМа. По ним Леонид ездит на джипе со скоростью не меньше ста сорока километров в час, а то и все сто шестьдесят. Художник обосновывается в небольшом городке Карибиб и поселяется на ранчо в саванне. Очень много рисует, работает, как правило, ночами. Рядом с ним его любимый кот. Зреет зерно его судьбы. Леонид находит уникальное отражение чисто африканским мотивам в соединении со старинной итальянской техникой «сграффито». Местные друзья, покорённые его творчеством, помогают с участием в выставках в Российском посольстве, в Кейптауне, организуют участие в биенале в столице Намибии – Виндхуке. Его работа «Нагота» получает первый приз. В прессе и на официальных открытиях художника называют «Российским Гогеном», «Алтайским самородком», «Африканцем».

Любимая техника Леонида Ступенькова – сграффито (граффито) – старинная итальянская, заключается в нанесение двух, трёх слоёв краски на холст или бумагу. Высыхает один, на него наносится другой. Затем они особыми, очень острыми инструментами процарапываются по заранее исполненному рисунку, выявляя цвета, необходимые для выражения художественного замысла. Техника очень тонкая, требующая большой точности, физической выносливости, напряжения зрения, усидчивости. Леонид говорил: «Я от этой работы скоро стану слепым и горбатым». Сибирского художника покоряет древнее искусство Африки. В его работах ощущается влияние древних наскальных рисунков. Художник изучает древние изображения, копирует, стилизует. Под влиянием нахлынувших эмоций от местной архаики, на пике острых африканских ощущений, впечатлительный мастер создаёт этношедевры. Серия полотен под названием «Фантазии на тему наскальной живописи» отразили восприятие Леонидом «Чёрного континента»: «Семья колдуна», «Подлунная песня», «Дочь колдуна», «Курительница дахи»… Под обаянием этих древних изображений он создает два альбома этнотрансформированных рисунков и безвозвратно отдаёт их для ознакомления специалисту из Австрии. У него очень много утраченных работ: легко расставался со своими произведениями, дарил после выставок друзьям. Графические листы оставались в галереях и выставочных залах.

В 2003 году в его жизнь приходит большое горе: умирает мама – самый дорогой человек. С этого момента он больше не прикоснулся к бумаге и карандашу. Вместе с отцом Владимиром Ильичом, во всём поддерживающим сына, занимаются обработкой камней, созданием эксклюзивной мебели. Заказов много. В 2006 году к ним обращаются с просьбой из Ватикана изготовить комплект мебели в африканский отдел библиотеки. Всемирная ассоциация дизайна предлагает Леониду членство в ней. Художник постепенно превращался в культового мифического героя местного эпоса. Многое в нём было необычно. Коренные жители считали, что он может вызывать дождь, что в воде его не трогают крокодилы. Он не просто рассказывал о природе, он общался с ней как со своим близким: говорил с камнями и деревьями, очень любил животных, всегда хотел, чтобы они были рядом с ним. Писал стихи на коробках, обрывках бумаги, вёл дневник, который был потерян, когда он погиб.

Однажды на ветровое стекло машины, на которой он мчится с большой скоростью, падает в прыжке огромная антилопа куду, разбивает его, обрушивается на Леонида. Смерть художника была мгновенной. Как-то он сказал: «Думаю, что когда я уеду из Намибии, – а рано или поздно я, конечно, уеду, – мне будут сниться эти саванны, эти закаты, эти лунные пейзажи». Многому не суждено было сбыться. 25 июня 2007 года в Намибии Леонид Ступеньков закончил свой жизненный путь.

Галина Иванова, искусствовед

Фото Марии Коряга и из архива музея


Просмотров статьи: 1790