Новокузнецкое городское телерадиообъединение

День памяти воинов-интернационалистов

Газета «Новокузнецк», выпуск №7 (1004)  //  Рубрика: 30 лет вывода советских войск из Афганистана

// Автор: Юрий АЛЯБЬЕВ

Тридцать лет тому назад, 15 февраля 1989 года, последняя колонна советских воинских частей проследовала по мосту через Амударью в северном направлении – так был завершён поход нашей армии в Афганистан, длившийся почти десять лет.

Пройдёт ещё два десятка лет, и в ноябре 2010-го именно этот день – 15-е февраля – будет определен федеральным законодательством как День памяти воинов-интернационалистов.

Это и понятно. Ведь Афганистан – самый масштабный и известный пример участия нашей армии в военных действиях за пределами страны. За всё время Афганской войны в ней приняли участие 525 с половиной тысяч военнослужащих, 95 тысяч офицеров и солдат пограничных войск КГБ и органов госбезопасности, внутренних войск и милиции, более 20 тысяч гражданских специалистов.

В 1979 году по всему Афганистану прокатилась волна вооруженных выступлений, начались антиправительственные мятежи в армии. Руководство страны неоднократно обращалось к советскому правительству с просьбой ввести войска, используя как аргумент заключенный в 1978-м двусторонний Договор о дружбе и сотрудничестве, в 4-й главе которого оговаривалось такое обязательство СССР. Всего обращений было около двадцати, но все они отклонялись. Однако в сентябре 1979-го Хафизуллой Амином был отстранен от власти и затем тайно убит генеральный секретарь НДПА Нур Мохаммад Тараки. В стране начался террор, и потребовались самые срочные меры по стабилизации обстановки, в том числе путём устранения самого Амина.

В декабре 1979-го в Афганистан были переброшены два советских батальона. С одним из них незаметно прибыл Бабрак Кармаль – будущий президент. 12 декабря по предложению Политбюро ЦК КПСС (Андропов, Громыко, Устинов и Пономарев) Леонид Брежнев принял решение об оказании помощи ДРА «путём ввода на его территорию Ограниченного контингента советских войск (ОКСВ)».

Главная цель определялась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражение возможной агрессии извне. Советские войска должны были встать гарнизонами и НЕ ВВЯЗЫВАТЬСЯ ВО ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ.

25 декабря 1979-го, в 15.00 по московскому времени, первые части 40-й армии ТуркВО пересекли границу. Они установили контроль над важными административными и военными объектами, важнейшими транспортными артериями страны. В ходе штурма президентского дворца Амин был убит. Однако ввод войск не привёл к спаду сопротивления оппозиции. Значительная часть афганских офицеров и представителей администрации в центре и на местах посчитала, что вся ответственность за будущее страны теперь ложится на СССР и его представителей в Афганистане. Подобные настроения разделял и Бабрак Кармаль. Окруженный целым сонмищем наших советников, соглашаясь на словах со всеми их доводами, он не сумел возглавить наведение порядка в стране, вынуждая наше командование к активным боевым действиям.

Советская армия в Афганистане оказалась втянутой в междоусобную войну, и это было первой и важнейшей стратегической ошибкой нашего руководства, которая привела позже к немалым человеческим потерям.

Другой ошибкой было осуществление ввода стотысячного контингента в соседнюю страну, причем, по просьбе его правительства, буквально «втихушку»: и от мировой общественности, и от своего народа. Против нашей афганской «агрессии» выступило большинство стран. Помощь мятежникам стала набирать обороты, а их ряды росли. При этом не надо думать, что «шурави» противостояли какие-то ненавистники всего советского, русского. Против нас в Афганистане воевали крайняя бедность большинства афганского народа и американский доллар. Только за период с 1983-го по 1986-й численность мятежных формирований в Афганистане выросла с 45 до 150 тысяч человек. Откуда они рекрутировались? Мой афганский друг, директор цементного завода в Джабаль-Уссарадже, инженер Исламуддин говорил мне, что чем ближе весна и чем меньше съестных припасов остаётся в домах бедных дехкан, тем больше по утрам у ворот завода афганских мужчин, готовых на любую поденную работу без оплаты деньгами, а только за миску плова с лепешкой и чашку чая.

Политическое руководство СССР, принимая решение о вводе ОКСВ, не рассчитало количества сил и средств, необходимых для военного преодоления афганского конфликта. Так, на июль 1986-го в составе Ограниченного контингента было 133 батальона и дивизиона. Из них 82 (около 62%) выполняли охранные функции. К 1986 году Кабул контролировал лишь 23% территории страны. Позже НГШ ВС СССР маршал Сергей Ахромеев признает: «Не было ни одной военной задачи, которая ставилась бы, но не решалась, а итогов нет, так как они не подкрепляются политическими результатами. Мы контролируем Кабул и провинциальные центры, но на захваченной территории не можем установить власть. МЫ ПРОИГРАЛИ ВОЙНУ ЗА АФГАНСКИЙ НАРОД».

В Афганской войне погибло 15 052 советских воина, 53 753 человека получили ранения, 417 пропали без вести. Однако война – это не только потери, но ещё и обретение такого бесценного опыта, которого в мирной жизни не добыть. Многие воины проявили высочайшее мужество, благородство, завидную крепость духа. Более 200 тысяч награждены орденами и медалями, 72 стали Героями Советского Союза. Именно воины-«афганцы» – офицеры, прапорщики, контрактники – часто спасали свои подразделения в критических ситуациях в годы первой и второй чеченских кампаний, обучали необстрелянную молодежь тяжёлой науке выживания и преодоления лишений военных будней. И поныне многие и них остаются в строю.

В новейшей истории советским и российским воинам неоднократно приходилось и еще придётся участвовать в боевых действиях за рубежами своей Родины. Напомним о некоторых.

В далеком 1936-м, в ответ на демократические преобразования республиканского правительства Испании, вспыхнул военный мятеж в испанском Марокко. Вскоре он перерос в масштабную гражданскую войну. Мятежники генерала Франко были поддержаны фашистскими режимами Германии и Италии. Десятки тысяч германских и итальянских фашистов в составе штатных подразделений приняли активное участие в разгроме правительственных сил республики. Англия и Франция объявили нейтралитет. Руководство нашей страны, понимая, к чему приведет попустительство агрессорам, оказало возможную помощь законному правительству, поставив в короткий срок более 1000 самолетов, свыше 1500 орудий, 20 000 пулемётов. В боях против фалангистов Франко, их итальянских и германских пособников активное участие в составе интербригад приняли более 3000 советских добровольцев. Около 200 сложили свои головы за республику. Сражаясь в испанском небе, прославился военный летчик – Сергей Иванович Грицевец, первый дважды Герой Советского Союза, сбивший лично 30 самолётов противника и ещё семь – в группе. Советские люди построили 15 детских домов для испанских сирот на территории СССР.

Летом 1937-го нападением японских войск с территории марионеточного государства Маньчжоу-Го, созданного Японией в Маньчжурии в 1932 году, началась полномасштабная японо-китайская война, которая завершилась с окончанием Второй мировой войны безоговорочной капитуляцией Японии. Советское руководство проводило четкий курс на поддержку Китая как жертвы японской агрессии.

С 1937-го по 1941-й год СССР регулярно и планомерно осуществлял поставки техники, вооружения и боеприпасов в Китай, как по морю, так и по специально построенной автомагистрали Сарыозек – Урумчи – Синьцзян, выделив для этого более 5000 автомобилей. В эти годы в Китае находились более 300 наших военных советников и 5000 специалистов. Китаю было поставлено 1285 самолётов, 1600 орудий и миномётов, 82 танка, 14 000 пулемётов, 1680 автомобилей и тракторов.

В 1942-1943 годах китайско-советские отношения пошли на убыль, в значительной мере потому, что гоминьдановское руководство Китая не поверило, что СССР устоит перед натиском Вермахта, и переориентировалось на усиление контактов (и контрактов) с США.

К лету 1939-го резко обострилась обстановка на северо-восточном участке границы МНР и Маньчжоу-Го. Провокации японской военщины, нацеленные на советские районы Забайкалья и Дальнего Востока, начались с регулярных нападений на пограничные заставы Монголии.

Договор о дружбе обязывал советское руководство принять меры по пресечению действий агрессора. В соответствии с ним на территории МНР дислоцировался 57-й отдельный стрелковый корпус Красной армии. Имея штатную численность около 57 000 человек, активных боевых действий корпус не вёл, успехов в противодействии японским агрессорам не имел. Посланный для инспектирования корпуса 43-летний комдив Г. К. Жуков (без освобождения от должности заместителя командующего Белорусским военным округом по кавалерии) вскоре после детальной и бескомпромиссной оценки положения дел был назначен командующим 1-й армейской группой, в которую преобразовали корпус.

Жуков сумел за три неполных месяца из захудалого войскового соединения, удаленного от ближайшей станции железной дороги почти на 700 верст, сколотить боеспособный организм с мощным бронированным кулаком. Благодаря поддержке с воздуха, обеспеченной лучшими сталинскими соколами, недавно вернувшимися из Испании, группа отразила наступление 6-й японской армии и разгромила коварного и жестокого врага решительной операцией, окружив и уничтожив его главные силы.

Значение этой победы трудно переоценить!

Победой на Халхин-Голе Жуков смыл позор поражения в Русско-японской войне 1904-1905 гг.

Неудача 6-й японской армии в существенной степени предопределила невступление Японии в войну против СССР ни в 1941 году, ни позже. Японцы потеряли в монгольских степях более 60 000 убитыми, ранеными и военнопленными, 660 самолетов, большое количество вооружения и военной техники. Потери советско-монгольских войск – 18 с половиной тысяч убитыми и ранеными и 207 самолетов.

Победное завершение боевой операции на Халхин-Голе совпало с подписанием советско-германского пакта о ненападении 23 августа 1939 года, что в условиях внешнеполитической изоляции СССР было крайне важно.

Кроме того, победа на Халхин-Голе – важный этап в становлении Георгия Жукова как будущего Маршала Великой Победы, как первого маршала Второй мировой войны. Ему, как никому, был ясен коренной, радикальный смысл военного противоборства на поле боя: если драка насмерть неизбежна, то нужно бить первым, бить изо всех сил и бить в самое слабое место противника. Этому правилу он стремился быть верным всегда – от знойного монгольского лета 1939-го до победного мая 1945-го.

Закончилась Великая Отечественная. Наступил долгожданный мир. Но наша армия продолжила боевые действия за рубежами нашей страны. Совсем недавно в столице Анголы – Луанде открыт памятник советским воинам, исполнявшим интернациональный долг в этой стране в 1974-1991 гг. На церемонии присутствовал министр иностранных дел России Сергей Лавров. Через Анголу прошло около 100 тысяч наших воинов и гражданских специалистов.

Ранее в Претории состоялось открытие стелы с именами советских воинов, погибших на юге Африки. И это лишь малая толика того, что сделали наши сограждане за рубежами своей страны для укрепления мира с оружием в руках: в Северной Корее и Вьетнаме, в Мозамбике и Эфиопии, на Кубе, в Египте, Сирии. Никакие перестройки или смены режимов не умаляют подвигов наших воинов во имя мира и справедливости на Земле.

Фото из личного архива автора (Афганистан, июль 1985-го, ущелье Панджшер)


Просмотров статьи: 771