Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Главное – «Улыбка №3»

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА

В нашей стране в феврале 2019 года будет широко отмечаться значимая юбилейная дата: тридцатилетие со дня вывода советских войск из Афганистана. Во время подготовки к юбилею в городе состоится немало мероприятий, главная цель которых – привлечь к событию внимание молодёжи – школьников, студентов, курсантов. В преддверии памятной даты в школах проходят встречи с ветеранами Афганистана и уроки мужества, на которых звучит тема афганской войны, тех горьких дней боли, потерь и героизма наших солдат. 29 лет назад для исполнения интернационального долга в Афганистан ушли более 900 новокузнечан, 33 не вернулись с поля боя. В списке воинов есть и женские имена. Это – новокузнецкие медсёстры. Новокузнечанка Ирина Чайкина – одна из них.

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ. 15 февраля 1989 года командующий 40-й армией генерал-майор Борис Громов последним перешёл афгано-советскую границу, тем завершив почти десятилетнюю афганскую войну. Долгие годы создавался размытый, полный умолчаний, а значит искажённый образ афганских событий. Народ практически ничего не знал о войне, которую вели его сыновья в сопредельной стране.

Сегодня, по истечении многих лет, обществом дана высокая оценка значимости выполненного долга всеми участниками афганских событий. Президент России Владимир Путин отметил: «В ходе боевых действий на территории Афганистана наши солдаты продемонстрировали бесстрашие, стойкость, высокое боевое мастерство и верность воинскому товариществу и интернациональной дружбе. Это была настоящая школа мужества. Гордость за подвиги, героизм «афганцев» неотделима от светлой памяти тех, кто не вернулся из боя…»

Как в омут головой

Ирина Чайкина, капитан в отставке, в Афганистане прослужила два года – с 1986 по 1988-й. Сегодня она – фельдшер медсанчасти СИЗО-2, в прошлом работала медсестрой 12-й новокузнецкой психиатрической больницы. Однажды её, двадцатилетнюю девушку, пригласили в военкомат и сообщили: «Одному из военных афганских госпиталей нужны медики. Поедете?» Ирина даже раздумывать не стала. Молодой, бесстрашной, ей хотелось побывать в другой стране, проверить себя. «Я из категории людей с авантюрными чертами характера. Даже в самых неопределённых для меня ситуациях действую по принципу: «Хоть в омут головой, но попытаюсь». Куда еду, не знала. Что меня там ждёт – не имела представления. Но в те годы мы жили ещё и по такому усвоенному с молоком матери правилу: «Если Родина позвала – так тому и быть!» – рассказывает Ирина.

Госпиталь за колючей проволокой

Самолёт с призывниками приземлился в Кабуле. Там их сразу привезли на так называемую пересылку. Распределили Ирину Чайкину в военный госпиталь города Шинданда провинции Герат. Построен он был в 1979 году, в начале ввода советских войск. Основательно, со всеми удобствами, небольшим самостоятельным поселением, в котором числилось 150 человек медперсонала, приехавших сюда со всего Советского Союза: России, Казахстана, Украины, Белоруссии. Больничные и жилые модули-корпуса госпиталя были окружены колючей проволокой. Военная часть находилась от него на расстоянии. Там стояли артиллерийский полк, танковая дивизия. Слышались выстрелы снайперов, изредка грохотали «Катюши». Выходить за больничные стены и прогуливаться по городу запрещалось. Всюду поджидала опасность. Была вероятность наткнуться на засаду или попасть под снайперскую пулю. От местного населения можно было ожидать чего угодно. В госпитале говорили: «Днём афганец едет на арбе с мешком муки, ночью под этим мешком может оказаться оружие, которое пальнёт в твою сторону». Если и приходилось выезжать в городские кварталы за постельным бельём или за медикаментами, то непременно с вооружённым сопровождением.

«Завтра раненых привезут!»

Ирину определили в инфекционное отделение, куда привозили солдат, заболевших гепатитом – им можно было заразиться воздушно-капельным путём. А также тифом: сказывались плохое качество местной воды, укусы животных. Кроме того, приходилось оказывать помощь местному населению, особенно женщинам и детям.

Раненых, доставленных на «вертушке» – специальном вертолёте – прямо с поля боя, размещали в особом операционном лазарете. В нём хирургической сестрой работала одна из четырёх девушек, что вместе с Ириной Чайкиной жили в одной комнате. Подруга приходила вечером из лазарета и устало говорила: «Девчонки, завтра раненых привезут!» Это означало одно: следовало быть готовыми сдать кровь для переливания раненому солдату. Оно, переливание, было поставлено в госпитале на поток: тут же сдаёшь, тут же переливают. Ирина числилась в составе доноров, и ей пришлось так же, как другим, несколько раз спасать раненых «солдатиков», порой совсем юных ребят. «Я, конечно, не ожидала, что там будет так морально тяжело! Шла война, мы все были под постоянным душевным гнётом, напряжением. Казалось, им была пропитана вся атмосфера», – признаётся она.

И, тем не менее, несмотря ни на что, они шли к своим подопечным, как говорит Ирина, в полном вооружении, надев на лицо «Улыбку номер три». То есть с той самой светлой улыбкой, которая внушает страдающим оптимизм и веру в выздоровление.

Письма как надежда

Писем из дома, с «Большой земли», в госпитальном городке ждали с огромным нетерпением. Весточки от родных и близких поддерживали находящихся в Афганистане солдат, врачей, медсестёр. «Помню, как я получила своё первое письмо от мамы из Новокузнецка. Не могла на него наглядеться. Крутила его и так, и этак, долго рассматривала, прижимала к груди. Потом открыла, прочла и не могла сдержать слёз», – вспоминает Ирина Чайкина. Сама, несмотря на разного рода обстоятельства и ситуации, которые приходилось переживать, всегда писала домой одно: «У меня все хорошо, всё в порядке! Не беспокойтесь, военные действия от нас далеко».

Несмотря на военные условия, в стенах госпиталя старались обставить быт атрибутами мирной жизни. Телевидения не было, вместо посиделок возле телеэкранов ходили друг к другу в гости, устраивали концерты и мини-спектакли. С этим своим творчеством даже ездили на гастроли по другим частям. И они всегда проходили на ура. Война – войной, а гастроли – по расписанию, шутили. Из далёкого, но такого родного Союза к ним приезжали певцы и актёры эстрады. Запомнились выступления Иосифа Кобзона и Александра Розенбаума.

Тридцать лет назад Ирина Чайкина, окончив службу, возвратилась в Новокузнецк. Но ей, признаётся, до сих пор снятся сны о той афганской жизни. Она дружит и встречается с теми медсёстрами-новокузнечанками, которые в разные годы призыва побывали в Афгане. Однажды кто-то задал им вопрос: «Доведись случиться сегодня такой вот ситуации и вас попросили бы вновь поехать в Афганистан, в тот же самый госпиталь, поехали бы?» И все четверо, не задумываясь, вдруг дружно ответили: «Да!»

К слову, итогом уроков мужества, которые сегодня проходят в новокузнецких образовательных учреждениях, в том числе и в военно-спортивном центре «Патриот», станет письмо потомкам в будущее. Чтобы рассказать им об афганской войне и её героях. Вскроют послание через пятьдесят лет.

Фото Марии Коряга и из архива И.С. Чайкиной


Просмотров статьи: 1198