Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Миг» и бесконечность

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

«Цвет – это клавиша; глаз – молоточек: душа – многострунный рояль», – это выражение известного русского живописца-авангардиста Василия Кандинского стало предисловием к выставке, посвященной памяти новокузнецкого художника Николая Мигулина, чьи картины хранятся в музейных и частных коллекциях России и за рубежом. Экспозиция под названием «Формула бесконечности» на днях открылась в Новокузнецком художественном музее.

Искусствоведы называют Николая Мигулина последователем прославленного русского авангарда, пребывающим в вечном поиске, свежо и остро ощущающим современность. На выставке экспонируется более ста его графических и живописных произведений. Это и его ранние студенческие работы, и полотна, написанные рукой зрелого мастера. Большая часть картин была передана в дар музею самим художником. Другие предоставлены его вдовой Раисой Ивановной в качестве своеобразного подарка музею и горожанам – поклонникам искусства – от семьи Мигулиных. В ноябре Николаю Петровичу, год назад умершему от тяжёлой болезни, исполнилось бы 70 лет…

Николай Мигулин – художник-семидесятник. Его творческая манера ярко индивидуальна. Он мастерски работал с самыми разными материалами: пастелью, темперой, масляными красками, акрилом. Настоящий экспериментатор, он умел совмещать несовместимое. Есть у Николая Петровича работы, написанные пастелью на наждачной бумаге. Эффект получается довольно необычный. В других своих произведениях он смело комбинирует акриловые краски и воск, лён и гуашь.

В Новокузнецк Николай Петрович вернулся в 1972 году, после окончания с отличием Иркутского художественного училища. Однако учёба для него на этом не закончилась. На протяжении пяти лет Мигулин занимался в Центральной учебно-экспериментальной студии Союза художников СССР «Сенеж». Студия не только развивала новые идеи в сфере проектирования, но и давала возможность молодым художникам «овладеть современными художественным языком, обрести умение свободно мыслить формами и цветом», как сказано в одной из характеристик мастера, чьи работы участвовали и побеждали в выставках самого высокого ранга. И если свои ранние произведения он подписывал именем и фамилией, то на более поздних ставил краткое – «МИГ».

Основные проектно-художественные работы Николая Петровича известны как горожанам, так и жителям столицы. В составе творческой группы он трудился над комплексным проектом заводской и городской среды ЗСМК и Заводского района. В его копилке проекты экспозиции Мемориального дома-музея А.С. Пушкина и «Пушкинской тропы» на Арбате, праздничного оформления Москвы, благоустройства городов Кузбасса; интерьеров и экстерьеров промышленных, городских и загородных строений. Однако станковое искусство и книжная графика оставались для Николая Мигулина в приоритете. Так, яркое и выразительное оформление, сделанное его рукой, украсило книги Мэри Кушниковой «Чёрный человек сочинителя Достоевского» (1992 г.); «Место в памяти» (1993 г.); «Кузнецкая летопись Ивана Конюхова» (1995 г.).

Поиски и эксперименты художника отчётливо отражены и в нынешней выставке – масштабной ретроспективе его творчества. Работая с какой-либо темой или техникой, Николай Петрович зачастую не ограничивался одним произведением, предпочитая создавать диптихи, триптихи, серии. «…Я вообще работаю сериями. Тему одну беру, потом её раскручиваю, и мне не хватает одного листа или одного холста», – говорил он.

В экспозиции можно увидеть тёплый колорит темперных работ иркутского периода («Иркутский дворик», «Тупик», «Окраина»), сдержанную монохромность серии «Мои современники» («Шахтёры», «Студенты»), экспрессивную яркость «Солнцестана», «Мёда», «Золотого вечера». Удивиться «Донским сюжетам». Погрузиться в глубину тёмных оттенков в «Хуторской плясунье и певунье». Полюбоваться изысканностью и орнаментальной декоративностью цикла, посвящённого Бахчисараю. Восхититься абстрактными композициями, написанными в 1990-2000 годах. В одной из главных серий, под названием «Бесконечность», столько вариаций красок и геометрических фигур – овалов, ромбов и треугольников, что слагать их можно действительно до бесконечности.

– Николай Мигулин, экспериментируя с техниками и материалами, каждый раз удивлял зрителя и открывался ему с новой, неожиданной стороны. Взгляните на его картины! Этот удивительный колорист и «композитор» то заставляет «звучать» фортиссимо феерию красок, то создаёт ощущение спокойствия и тишины. Я назвала выставку «Формула бесконечности», потому что Николаю Петровичу были присущи непрерывный поиск и бесконечное трудолюбие, которые и стали слагаемыми той самой «формулы бесконечности», найденной художником, – комментирует научный сотрудник художественного музея и куратор выставки Екатерина Козлитина.

Кемеровские искусствоведы, которые не раз бывали на персональных выставках мастера, отмечают, что он умел быть разным, но всё же всегда оставался самим собой, художником Николаем Мигулиным. Он обладал талантом видеть поэзию жизни, передавать её звуки и движение, поэтому раковина у него действительно поёт, тетерев токует, а бабочка – порхает. Сам же Николай Петрович, на вопрос о том, что служит вдохновением для его творчества, в своё время отвечал: «В своих работах мне всегда хотелось сделать людям праздник. Дать им и себе самому надежду».


Просмотров статьи: 1035