Новокузнецкое городское телерадиообъединение

1618 достижений Новокузнецка

// Автор: Вячеслав ПАНИЧКИН
// Фото: Фото из архива автора

Первый в Кузбассе проект строительства дамбы начал разрабатываться 23 октября 1940 года свердловским Промтранспроектом – проект нового моста через Томь и дамбы в Сталинске. Мост должен был стать на 9,5 метра выше максимального уровня подъёма воды, а высота дамбы вообще должна была составлять 14 метров «с расчётом в будущем сделать Томь судоходной». Эти сооружения должны были обойтись в 25 миллионов рублей. Затем к проектированию дамбы подключился московский Гипрогор и инженер Л.Р. Найфелов.

Дамбы, плотины и тоннели

Самые длинные в Кузбассе городские дамбы сооружены в Центральном районе Новокузнецка для защиты города от Томи и в Междуреченске для защиты от Усы.

Самая большая в Кузбассе промышленная дамба принадлежит каналу Запсиб ТЭЦ в Новокузнецке – согласно инвентаризационной карточке насыпные гравийные дамбы объёмом 840 000 кубометров и площадью 100 000 квадратных метров.

Самый длинный в Кузбассе автомобильно-пешеходный тоннель построен к 7 ноября 1933 года под заводской территорией КМК и связал две колонии: Верхнюю и Нижнюю. Длина тоннеля составила 540 метров, ширина основного тоннеля – семь метров и двух вспомогательных – по полтора (итого – десять), высота до потолка – около четырёх метров. По каждой стороне перекрытия поддерживают по 307 железобетонных столбов. Над тоннелем построены три купола – очертания первого угадываются с площади Побед. Их цель – нагнетание воздуха. Возведение тоннеля обошлось в 6 миллионов рублей. «Большевистская сталь» 9 декабря 1932 года писала, что на строительстве тоннеля вынуто 180 000 кубов земли, уложено 13 000 кубов бетона и железобетона, засыпано 6 000 кубов гравия и 62 000 кубов земли. Тоннель пересекает 25 железнодорожных путей и две шоссейные дороги, построено 16 мостов.

При рытье туннеля выяснилось, что грунт не выдерживает проектную нагрузку – под ним был плывун. Пришлось забить дополнительно 800 свай. Кроме того, из-за недоделок ещё долгие годы в дождь он наполнялся грязью, а 12 июня 1937 года газета писала: «Тоннель получился узким, и это не позволяет пустить через него трамвай, который соединил бы Верхнюю колонию с Нижней». Порталы тоннеля были построены десятилетием позже – в самый разгар войны, когда враг стоял у Сталинграда. Оттого, может быть, их стилистика запечатлела небывалой силы трагизм. Вообще они чем-то схожи с порталами станции метро «Павелецкая» в Москве, построенными в это же самое время. В ноябре 1995 года была проведена его реконструкция: с помощью Новосибирской академии строительства тоннель изолирован бетонитовой глиной.

Сегодня тоннель утратил свое прежнее транспортное значение – узковат стал для автомобильного движения. Да и сообщаться через него сегодня особенно не с кем – Верхней колонии практически не существует: несколько зданий, «пожарка» да гаражи.

Самый длинный в Кузбассе железнодорожный тоннель был сооружён к 28 февраля 1965 году на 129-километровой железнодорожной линии «Артышта – Подобас» у станции Карлык «Кузбасстрансстроем» и стал самым дорогим из 109 искусственных сооружений этой линии. Его длина составила свыше километра, глубина – до 90 метров.

Решение о строительстве первых в Кузбассе пешеходных подземных переходов в Новокузнецке было принято Горсоветом ещё в 1971 году: ГАИ, управление главного архитектора и управление коммунального хозяйства Новокузнецка составили карту подземных переходов, в 1972 году выдали первый проект, а в 1976 году – окончательный. Тогда планировалось устроить их под площадью Побед, Советской площадью, улицей Обнорского. Финансировать их строительство должны были КМК и НКАЗ.

Больше всего в Кузбассе пешеходных подземных переходов имеется в Новокузнецке. Их девять: четыре на улице Кирова (построены в 1980-е годы), два на проспекте Металлургов (введены в строй при реконструкции проспекта в конце 2003 года), один под железнодорожными путями у остановки «Улица Климасенко» в Заводском районе (построен 2004 году) и два на проспекте Строителей у транспортной развязки (введены в строй в ходе реконструкции проспекта в 2006 году).

В Кемерово же лишь два действующих перехода: на Кузнецком проспекте и на проспекте Ленина, причём последний с момента своей постройки «вчерне» ещё в конце 1970-х был заложен бетонными плитами. Однако в 2007 году начато строительство перехода через проспект Ленина у бульварного кольца, в 2008 году – под перекрёстком Ленина – Волгоградская, в 2009 году – в месте пересечения Советского проспекта и улицы Кирова, с четырьмя входами.

Самый длинный в Кузбассе пешеходный подземный переход находится в Новокузнецке, на Левом Берегу и проходит под двумя проспектами – Кирова и Дружбы. Его сметная стоимость – 252 000 рублей в деньгах 1978 года, когда его начинали строить.

Самые длинные в Кузбассе багажный и пассажирский тоннели под железнодорожными путями построили в 1962-1963 годах на новокузнецком железнодорожном вокзале поезд №901 «Тоннельметростроя» – они протянулись на 200 метров, в том числе 48 метров пассажирского тоннеля. Строить его по проекту тоннель надо было монолитным, но это оказалось сложно и дорого. Решили строить из сборного железобетона – 3 секции по 13 тонн каждая.


Просмотров статьи: 1666