Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Просто фантастика!

// Автор: Татьяна Викторова
// Фото: Мария Коряга

Вышел в свет сборник фантастических новелл новокузнечанки Светланы Берзиной под названием «Измышлизмы». Казалось бы, обычное дело: в нашем городе огромное количество талантливых людей, способных к выпуску не только рассказов, но и многотомных собраний сочинений на различную тематику (были бы финансовые возможности!). Однако факт выхода нового издания удивил меня тем, что Светлану Берзину я знала как художницу, мастерицу по гобеленам, увлечённую собирательницу кактусов. А тут она открылась для меня ещё и как писательница фантастических новелл. Действительно, эта милая, рыжеволосая женщина – просто фантастика! Столько в этом человеке таится разных граней таланта, способных удивлять и радовать её поклонников.

Просьба не чихать!

Именно Светлана стояла у истоков создания в библиотеке имени Н.В. Гоголя клуба фантастики «Контакт», которому в апреле будущего года исполнится 40 лет. Чтением фантастических рассказов и повестей она увлекалась с раннего детства. Самыми любимыми по сию пору остаются романы «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и «Альтист Данилов» Владимира Орлова. «Книги авторов-фантастов я читала запоем. Вместе с персонажами улетала в светлую даль. Хотела и других увлечь фантастическими сюжетами. Однажды мне это удалось», – говорит Светлана.

Она в то время работала библиотекарем в читальном зале Сибирского металлургического института и всегда была в курсе, какие книги предпочитают читатели, за какими новинками гоняются. К слову, за «Мастером и Маргаритой» в те годы стояла огромная очередь. Журнал, в котором был напечатан роман, выдавали по записи. На одну ночь.

Светлана решила создать в институте клуб увлечённых фантастикой. Но просуществовал он недолго. Идея как будто сошла на нет. Однако упорная и настойчивая библиотекарь не сдавалась. Однажды её избрали ответственным секретарём городского отделения Всероссийского общества любителей книги «Книголюб». И здесь уж Светлана с полным правом стала участвовать в создании клубов «Диалог» и «Контакт» в стенах Гоголевки.

– Мне нужно было найти людей, способных возглавить эти клубы. Таковые нашлись. «Контакт» согласился вести преподаватель литературы Николай Калашников. Клуб постепенно стал «звучать». К нам потянулись люди. И какие! К примеру, одарённейший авиамеханик Сергей Носов. Или журналист Александр Головков, ныне, к сожалению, покойный. Саша был необычайно талантлив. Мы слушали его, раскрыв рот, – вспоминает Светлана.

Поначалу клуб посещали в основном мужчины. Их было большинство. Женщины интереса к фантастике как-то не проявляли. Но потом о себе заявила и прекрасная половина («Клуб стал работать на полную мощь!»). Здесь были не только люди, способные художественно изображать окружающую их реальность, но и наделённые чувством юмора. Так, в свой устав, изданный небольшой книжечкой, они включили фразы, придуманные Сашей Головковым. «На занятиях клуба нельзя каркать, чихать, сидеть под столом и пребывать в неодушевлённом состоянии».

Дом бабочки

У Светланы же после 9 лет пребывания в обществе книголюбов жизнь неожиданно резко изменилась. В 1988 году на дне рождения одной своей хорошей подруги она познакомилась с художником Виталием Берзиным, который пригласил её выполнять художественные проекты и заказы. Под его строгим и требовательным руководством Светлана и проходила школу живописи, постигала тайны колористики.

Искусству создания гобелена её научила Людмила Якунина. «От неё я буквально заразилась этим волшебством!» – говорит художница Берзина. В творчестве ей помогал и Виталий, предлагая свои эскизы для гобеленов. Некоторые работы Светланы сегодня находятся в Новокузнецком художественном музее. Я вспоминаю один из гобеленов, созданных Светланой в их совместной с Виталием Берзиным мастерской. Называлась работа «Дом бабочки». Тёплые цвета, гармония линий, выведенных мягкой шерстяной нитью. Бабочка в центре гобелена, как чудный цветок, который художница лёгкими штрихами вывела сначала в эскизе, а затем – в переплетённых нитях. Крылатый цветок, вырвавшись из мягкого кокона, можно сказать, родился из яви и фантазии. Светлана, по её признанию, с упоением пропадала у станка, готовясь к своей очередной персональной выставке. За проведение такой вот гобеленовой экспозиции в Москве она даже получила благодарность от Общественной палаты Государственной Думы.

Кто знает, летали бы эти фантастические бабочки из сновидений, плавали бы экзотические рыбы в мягких и нежных по колориту морях-океанах, расцветали бы земной красоты цветы на шерстяных полотнах гобеленов, не будь рядом её супруга Виталия Берзина. Долгие годы они были вместе в горе и радости, в творческих замыслах и воплощениях (Светлана даже на людях нежно называла Виталия Витой). Пока смерть не разлучила их. В 2009 году Виталия Берзина не стало. «Ушла половина меня», – говорит Светлана. Она оплакивала уход мужа два года. Ходила в чёрном. С потемневшей от горя душой. Затем, чтобы убежать от своих тяжёлых мыслей, от серой обыденности решила уехать в Индию. Она по-прежнему носила чёрное. Как-то раз на улице к ней подошла женщина и поинтересовалась: «Мадам в трауре?» И Светлана словно очнулась. Она решила жить, а значит, работать.

Гнездо из Камбоджи

В последние годы она, познавая другие этносы, исколесила многие страны. Побывала в Китае, Тибете, Камбодже, Индии, Испании, Чехословакии, Польше, Андорре, Вьетнаме. Приезжала домой, и чтобы сохранить впечатления, записывала их, перемежая со своими фантазийными образами и сюжетами. Так, постепенно рождались её фантастические «Измышлизмы». Более того, после своих поездок, она делилась впечатлениями о той или иной стране, собирая в библиотеке имени Гоголя своих почитателей. Случалось, полные залы. Выставляла свои пленэрные работы, предметы культуры и быта, рассказывала о чайных церемониях, особенностях бытия и традиций той или иной страны. Все свои деньги в поездках она тратила только на экскурсии и приобретение различных поделок. Однажды даже привезла из Камбоджи натуральное, искусно сплетенное птицами из семейства ткачиковых гнездо, которое купила за сумасшедшие деньги.

Во время одной из таких встреч рассказ шёл и о столичных (в основном московских) музеях, в которых Светлане посчастливилось побывать. Главным для пополнения своего творческого багажа она считает посещение первого российского триеннале гобеленов. Называлась экспозиция «Квадратный метр – моё пространство». Представлены на ней были работы 250 художников из 50 российских городов. Новокузнечанка познакомила московских специалистов и со своими работами. Они высказали свои впечатления, а также замечание: «Нельзя обрамлять гобелены в раму. Эти работы требуют свободы!».

В настоящее время Светлана как никогда работоспособна. У неё проходит по 10 выставок в год. Недавно были закрыты проекты «Подсолнухи» и «Уровни всякого». Вместе с Электроном (Олегом Ермолаевым) она планирует подготовить ещё два проекта. Один – навстречу 400-летию города, который будет называться «4 000 лет Кузнецку» (художники постараются представить, каким будет наш город через 171 поколение; восемь художников уже начали писать картины). Второй проект о кошках – «Мур-мур – глямур». Всё-таки Светлана с фантастически нежной, женской душой. Тем более писать кошек любил и её любимый Вита…


Просмотров статьи: 1018