Новокузнецкое городское телерадиообъединение

400 лет города: день за днём

// Автор: Вячеслав Паничкин

1730 – 1750 годы: Колывано-Кузнецкая казачья линия, монополия Демидова и ошибка академика.

В 1732 году на севере Кузнецкого дистрикта было основано село Крапивино – ныне райцентр на Томи, а тогда деревня Мунгатской волости.

При создании Колывано-Кузнецкой казачьей линии в 1733 году был возведён форпост в селении Кузедеево, гарнизон которого на следующий год составил 31 казак. Там же разместилась походная церковь Святого Иоанна Предтечи. Линия сия имела 9 крепостей и 53 редута. И Кузедеево, и церковь прекрасно живут и поныне. Причём, вот чудо, храм при Советской власти умудрились не закрыть. К середине 1980-х он был вообще единственным сельским храмом в Кузбассе. А вот откуда появилось название Кузедеево – это тот ещё вопрос: село назвали то ли в честь татарского вождя Кузедея, то ли в честь казака Кузи Деева…

В 1734 году, по данным С.П. Крашенинникова и И.Г. Гмелина, в пределах Кузнецкого стана существовало только 17 русских деревень – ровно половина от указанных в 1699 году в Чертежной книге С.У. Ремезова. Исчезновение большинства населённых пунктов объясняется тем, что начале XVIII века эта территория подверглась опустошительным набегам кочевников.

В 1734 году в Кузнецке побывал и основательно изучил сгоревшие позже местные архивы основоположник сибиреведения Герард Миллер

В 1734 году начальнику Алтайских горных заводов было приказано «строить заводы в Томском и Кузнецком уездах».

Ранней осенью 1734 года на горелой горе близ Кузнецка побывал академик Гмелин. «Когда были совсем близко, – писал он, – то увидели дым, выходящий в нескольких местах у подножия горы, который вблизи имел неприятный запах». Гмелин посчитал, что горела некая смолистая земля. Ошибался брат-академик – уголёк горел!

С 27 сентября по 5 октября 1734 года выдающийся исследователь Камчатки Степан Петрович Крашенинников в составе экспедиции по Кузбассу И.Г. Гмелина вёл «Реестр деревням от Кузнецка вниз по Томи с указанием повёрстного расстояния между ними».

Летом 1735 года была завершена прокладка Московско-Сибирского тракта. По Кузбассу она прошла через село Кийское (ныне город Мариинск).

В 1735 году на «Томской писанице» побывали И.Ю. Гмелин, Я. Ленденау и С.П. Крашенинников.

12 ноября 1736 года вышел указ, установивший монополию Демидова на устройство заводов на Алтае, к которому тогда относили и Кузнецкий уезд.

В 1739 году промышленник Демидов представил в берг-директориум, что заменил берг-коллегию, образцы угля и попросил выдать ему указ на разработки угля «подле реки Томь под городом Кузнецком» и разрешить поиски «в объявленных и других местах Томского, Кузнецкого и Енисейского ведомств одного уголья и других металлов и минералов».

В 1740 году в Сибирскую администрацию стали поступать сведения о подготовке джунгарами неслыханно-большого войска для похода на север. Сведения подтвердились последующими событиями.

Джунгары действовали изощрённее, чем обычно: предварительно разбив, они подчинили себе казахов и двинулись против русских уже сообща. «Людей разоряют, в плен уводят и побивают, скот отгоняют, пожитки грабят, двора, сена жгут», – сообщается в летописи. Десятки русских селений было варварски уничтожено. Это и понятно: войско и укрепления, находившиеся друг от друга через 50 вёрст, в каждом из которых было по 200 казаков, ещё не могли дать сокрушительного отпора.

22 сентября 1741 года родился Петер Симон Паллас, натуралист и путешественник, в сентябре 1771 года проехал таёжные места между деревней Халдеевой и Колыоном, пересёк реку Яю, около села Кийского (Мариинск) переправился через реку Кию, проехал деревни Суслову, Китат. Паллас сделал описание природы и населения данной местности, которое можно найти в труде учёного «Путешествие по разным местам Российского государства». Умер он 8 сентября 1811 года.

17 марта 1743 года в Шадринске состоялась встреча начальника Оренбургской экспедиции Неплюева с сибирским губернатором Сухоревым, значение которой для Кузнецкого края трудно переоценить: одним из трёх решений было «основать линию между Иртышом и Кузнецком».

Кузнецкая воеводская канцелярия обнародовала в 1743 году статистику населения, судя по которой офицеров и солдат на форпостах было 403 человека, конных казаков – 230, пеших казаков – 142, казачьих детей – 283 человека. Эти 1 058 служилых людей и составляли кузнецкое казачество.

В 1744 году заводчик Демидов послал в Кузнецкий уезд солдата Степана Синицына «для сыску и привозу нетчиков и беглых с работ прежних нарядов деревенских обывателей и приписных крестьян Василия Охрямкина со товарищи 93 человек».

В 1744 году решением Синода Кузнецкий уезд был выделен в отдельное благочиние Тобольской архиепископии. Так Кузнецк стал и церковным центром.

В 1745 году в Кузнецк пришёл караван из «канских зенгорских волостей» (ныне Усть-Канский район Горного Алтая) для обмена «тулупов и войлоков на котлы и железные абылы, чем землю пашут». Об этом писала «Большевистская сталь» в номере от 17 мая 1938 года.

В 1745 году кузнецкий воевода Шапошников сообщал, что казаки задержали караван калмыков из 24 человек, которые везли в Кузнецкий уезд на продажу соболей, шкуры волков, шубы, войлоки, гнали сотню лошадей.

В 1747 году всё имущество Алтайских горных заводов, в том числе в Кузнецком уезде перешло в собственность царского двора.

В 1749 году согласно архивным данным начальства Колывано-Воскресенских заводов из-под Тары самовольно бежало 100 семей, найденных затем в самых глухих уголках Кузнецкого уезда.

В 1750 году основана деревня Боровая.


Просмотров статьи: 885