Новокузнецкое городское телерадиообъединение

МНЕНИЕ

// Автор: Юрий Алябьев

Об образовании, патриотизме и исторической памяти

 Историческое сознание как фактор национальной безопасности

На твоих рубежах полыхают пожары,

Каждый год – словно храм, уцелевший в огне…

 

В канун Дня Героев Отечества, 8 декабря, беседуя с юнармейцами, только что принявшими торжественную клятву, спросил, кому из них знакомо имя Покрышкина. Из полутораста юношей и девушек, собравшихся в «Лесной сказке» в Костенкове со всего Кузбасса, руку не поднял никто.

А ведь речь шла не просто об одном из героев Отечества – о самом выдающемся в мире военном лётчике ХХ столетия, который начал летать в 26 лет, а в 30 совершил революцию в ведении воздушного боя. Подумал: «Не знают героев, так, может быть, знают главные сражения Великой Отечественной?»

Открыл учебник для 9-го класса «История России ХХ – начало XXI веков» (А. Данилов, Л. Косулина, М. Брандт, М., 2012, с. 234). На Великую Отечественную войну отведено 40 страниц – пять-шесть часов учебного времени. Объём текста о Сталинградской битве – чуть больше страницы. Контрнаступление под Сталинградом и его значение заняло восемь-девять строк. «19 ноября 1942 года советская артиллерия нанесла мощный удар по противнику, после чего началась танковая атака. На пятый день ожесточённых боев войска двух фронтов соединились в районе города Калач. В результате в окружении оказались 6-я и 4-я танковые армии немцев. Общая численность окружённых солдат и офицеров противника составила 330 тысяч человек. Попытки немцев выйти из окружения оказались неудачными. 2 февраля 1943 года окружённая группировка капитулировала… Победа Красной Армии под Сталинградом стала началом коренного перелома не только в Великой Отечественной, но и во Второй мировой войне». И это – всё!

К этой календарно-статистической справке не придерёшься. Но она достаточна для большинства европейских школьников, деды и прадеды которых против немцев фактически не воевали – исполнили «обряд войны»: слегка постреляли на границе, а затем более или менее безболезненно вошли в состав Третьего Рейха, чтобы в скором времени вместе с немцами отправиться на Восток – за русскими землями и русскими рабами. Как может российский историк не сказать с гордостью детям и внукам о том, что Сталинград явил миру подлинное русское чудо?! Ведь к осени 1942-го нас стало меньше на треть, самые развитые районы страны оказались под свирепой германской оккупацией. Весной и летом 1942 года произошла серия тяжких поражений. И вдруг – победа на Волге?!

Господа Данилов и «ко» забыли, что история не только наука, но и искусство и требует любви к предмету (любви к Отечеству и его истории) и вдохновения.

Сегодня уж лучше постигать итоги и значение битвы на Волге по мемуарам уцелевших гитлеровских вояк.

«Дело не ограничилось гибелью 300 тысяч человек, хотя само по себе это было трагедией для миллионов семей в Германии и Австрии. Катастрофа, постигшая Германию на Волге, позволила русским нанести серию сокрушительных ударов, в результате которых были уничтожены две румынские, одна итальянская и одна венгерская армии. Таким образом, за короткий период времени основная масса вооружённых союзников Германии на восточном фронте была сметена с полей сражений в России. Если учесть, подводя жуткий баланс Сталинградской битвы и связанных с ней событий, и тяжёлые жертвы, понесённые нами в ходе деблокирующей операции, закончившейся полным провалом, и тяжёлые бои в тех районах, где советские армии пробили в стене германского фронта кровавые бреши, то наши потери будут измеряться ещё сотнями тысяч. Гигантский участок восточного фронта в тысячу километров – от Терека до Воронежа – рухнул, и разверзшаяся бездна поглотила более 60 немецких дивизий и целый воздушный флот. Падение боевого духа на фронте, моральный ущерб, нанесённый тылу, возросшая боеспособность русских, прочно захвативших инициативу, окрепшая вера СССР в собственные силы, осложнение внутриполитической обстановки в Германии, резкое ослабление её внешнеполитических позиций – все эти последствия Сталинградской катастрофы не заставили себя долго ждать», – пишет Иоахим Видер в книге «Сталинград: уроки истории» (М., 1980, с. 438–439).

Наши дети и внуки до сих пор учатся по неполноценным учебникам истории Отечества, написанным в гнусные «девяностые». С тех пор они переиздавались десятки раз. Но, может быть, другим эпохам и событиям нашей истории уделено больше внимания в учебниках этих же авторов?

Пример первый.

«Жестокий и подозрительный Иван IV в припадке гнева в ноябре 1581-го убил своего сына и наследника престола царевича Ивана. В 1584 году он умер, оставив разорённую страну… Итогом царствования Ивана Грозного стал… упадок страны и резкое ухудшение положения её населения» (А. Данилов, Л. Косулина. История России с древнейших времён до конца XVI века. М., 2012, с. 231).

На самом деле Иван не убивал ни своего сына, ни митрополита Филиппа. Это – известные современной исторической науке факты. Иван покончил с властью олигархов того времени – боярством, зародил выборное местное самоуправление, утвердил централизованное Русское государство, покончил с воинственными осколками Золотой Орды в виде Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, избавил от татарского рабства многие тысячи русских людей. Он создал лучшее по тому времени регулярное стрелецкое войско, вновь открыл для Руси волжский торговый путь, что дало возможность торговать с Кавказом и восточными странами. Государство продвинулась на Урал и в Сибирь, основались новые города – Самара, Саратов, Уфа и Царицын, его территория увеличилась вдвое, население – на 20–30%.

Пример второй.

«Несмотря на видимый успех неприятеля (французов, прим автора), сражение не принесло победы ни одной стороне» (А. Данилов, Л. Косулина. История России XIX век. М., 2012). Так авторы трактуют итоги Бородинского сражения для восьмиклассников. А вот другая трактовка, которая старше этой на полтора столетия: «Не один Наполеон испытывал то чувство, что страшный размах руки падает бессильно. Но все генералы и солдаты французской армии, после всех опытов сражений (где после вдесятеро меньших усилий неприятель бежал), испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и вначале сражения. Нравственная сила французской атакующей армии была истощена. Победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным. Французское нашествие, как разъярённый зверь, получивший в своём разбеге смертельную рану, почувствовало свою погибель. Оно – французское войско – ещё смогло докатиться до Москвы; но там без новых усилий со стороны русского войска оно должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной раны, полученной при Бородине. Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника». Это записал русский гений и боевой офицер Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир».

Новый век идёт под знаком борьбы за наследство «Советской империи». Он будет непростым для новых поколений наших соотечественников. И нам нужно растить сильных, памятливых и крепких духом граждан. Этой задаче должны соответствовать содержание и дух школьных учебников.

К сожалению, некоторые отечественные историки забыли слова русского гения Александра Сергеевича Пушкина, который говорил о том, что историк не должен оправдывать или обвинять, его дело – воскресить минувший век во всей его истине. И не просто для того, чтобы отдать должное героическим деяниям русского народа, беспримерным в мировой истории, а для того, чтобы извлечь уроки и не повторять собственных ошибок…

Важнейшим событием в мировой истории минувшего столетия была Вторая мировая война.

Важнейшей составляющей этой войны была наша Великая Отечественная – именно Красная Армия перемолола три четверти живой силы и техники нацистской Германии и её европейских сателлитов.

Важнейшим событием и итогом той войны стала наша (только наша!) Великая Победа.

Важнейшим ресурсом патриотического и гражданственного воспитания и формирования оборонного сознания является изучение правды о всенародном подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне.

Проблема заключается в том, что в наше время нарастает противоречие между падением интереса к серьёзному чтению – с одной стороны, и появлением ряда современных серьёзных отечественных историков, свободных как от урапатриотических штампов и белых пятен советской историографии, так и от позорных установок самопредательских книжонок «птенцов соросовского гнезда» – с другой. Сегодняшнее видение великого подвига наших отцов и дедов неполноценно без книг В. Кожинова, Ю. Жукова, В. Фалина, Е. Спицына, А. Вдовина, А. Исаева, Н. Нарочницкой, А. Фурсова и других авторов.

Нам надо помнить, что мы живём в особенной стране. В стране, будущее которой не гарантировано ничем, кроме нашей силы – духовной, политической, экономической и военной. В стране, каждое поколение граждан которой должно быть способным доказывать своё право жить на тех просторах, которые дал нам Господь Бог и завещали наши великие предки. Нельзя ждать, когда со страниц учебников по истории исчезнет самопредательская ложь. Ни в каком возрасте не стыдно учиться и переучиваться. О пользе знания истории Д. Лихачёв, сравнивая историю с геометрией, говорил примерно так. Поставим точку на плоскости. Сколько прямых можно провести через неё? Сколько угодно. Поставим вторую точку. Сколько прямых можно провести через обе точки? Только одну. Так вот, первая точка – день сегодняшний, а вторая – день вчерашний. Но поскольку история сложнее геометрии, неплохо бы знать, что было не только вчера, но и позавчера и ранее. Тогда будет понятнее путь твоего народа и твоей Родины…


Просмотров статьи: 1301