Новокузнецкое городское телерадиообъединение

"Читатели и потребители": Россия не просто потеряла статус самой читающей страны в мире – россияне читают с каждым днём всё меньше

Газета «Новокузнецк», выпуск №7 (797)  //  Рубрика: Точка зрения

Об этом президентом Путиным было заявлено ещё в ноябре 2013 года, на Русском литературном собрании. Одной из причин потери россиянами интереса к чтению тогда называлось развитие цифровых технологий: бумага стала непопулярным носителем информации, уступив место электронным.

Чуть более чем через полгода, 13 июня 2014-го, был подписан указ о «Проведении в Российской Федерации Года литературы». Повысить интерес к книгам, вернуть популярность чтения – вот очевидные задачи, которые должен решить 2015 год.

Но можно ли назвать сегодня чтение книг непопулярным? Возможно. Немодным? Это – уже вопрос для споров и обсуждений.

Более трети россиян книг не читают – статистика сурова к нашим согражданам. По данным ВЦИОМ, за пять лет (с 2009 года) количество читающих снизилось практически на 10%. При этом в любви к чтению признаются 48% опрошенных Центром.

Что же мешает россиянам (каждому 15-му, если верить статистике), любящим литературу и времяпрепровождение за книгой, эти самые книги читать?

«Нет времени» – самый популярный ответ. Но собака зарыта, сдаётся, гораздо глубже.

В 2012 году Роспечать опубликовала доклад о состоянии книжного рынка в стране. Цена на книги, как отмечалось, достигла «психологической отметки». И россияне уже не готовы тратить деньги на книги. Как говорится, есть хочется больше. Пища материальная, что всем известно, для человека первична. А духовные потребности – уже потом…

Соответственно, скудеют и домашние библиотеки. Пополнять коллекции собственного чтива на бумажном носителе становится накладно. А уж собрать «с нуля» более-менее внушительное количество книг, которое могло бы претендовать на гордое именование «домашняя библиотека», современному потребителю – всё равно что Льва Толстого перечитать от корки до корки. Вдумчиво, «с чувством, с толком, с расстановкой». За одну книгу в магазинах просят в среднем 350 рублей. Если даже каждый месяц оставлять в букинистических лавках одну тысячу рублей, то среднюю по «богатству и разнообразию» библиотеку у себя дома (экземпляров эдак в 300) удастся собрать через 8 лет! Ипотека какая-то получается.

Читающих «то, что есть дома», действительно, год от года уменьшается. Утрачивает свою роль и возможность взять книгу у друзей, знакомых. Почему? Одна из причин, очевидно, в том, что люди стали реже общаться, что называется, «вживую». Виртуальная реальность и возможность поговорить, не выходя из дома или офиса – с помощью телефона, видеосвязи, социальных сетей, словом, развитие технологий, сделало передачу книги из рук в руки явлением довольно редким. А загруженность различной – нужной и бесполезной – информацией, насыщенность информационного поля современного человека ещё и свела к нулю голод до «пищи для ума» и жажду получить «информацию к размышлению». Вот и выходит, что люди, любящие чтение, за это дело редко берутся.

С другой стороны, цифровые технологии литературу вряд ли погубят. Макулатуру – да. Развитие культуры, рост начитанности и образованности – нет. Печатное слово на электронных носителях делает один из важнейших видов искусства доступным. Существование и востребованность Интернет-библиотек – тому подтверждение. Согласно опросам, проведённым ВЦИОМ, с 2009-го по 2014 год количество россиян, предпочитающих встречаться с книгой в «онлайне», выросло более чем в три раза – с 5 до 18%!

Неслучаен в связи с этим тот факт, что наследие Льва Толстого решили «оцифровать» – перевести в электронный вариант 90 томов Полного собрания сочинений, писем и дневников писателя. В результате, как ожидается, это малотиражное издание сможет стать доступным для широкого круга читателей. На вопрос о том, как же пришла в голову такая замечательная идея, праправнучка Толстого Фёкла Толстая в одном из интервью отметила: «Я даже не могу назвать это идеей. Это какая-то естественная потребность времени».

Роль Всемирной сети как площадки для встречи автора и читателя на этом не исчерпывается. Растёт число ресурсов, позволяющих начинающим литераторам «выложить» на суд общества свои творения. Глаголом жечь, выбрав трибуной Интернет, стало модным, и блогер – этакий писатель-Интернет-журналист – это уже профессия.

В пользу развития и проникновения цифровых технологий в литературу – и такой факт. Вопреки сложившемуся мнению о том, что россияне мало читают, среднее количество прочитанных нашими согражданами книг растёт. В 2011 году за три месяца в нашей стране одним человеком в среднем прочитывалось 3,94 книги, в 2013 году – уже 4,23 книги, а в 2014 – 4,55. Хотя – и с этим уже не поспоришь – наибольший показатель у людей старшего поколения (5,28 книг за три месяца) и у жителей городов-миллионников (6,26). Люди старшего поколения, что естественно, к чтению более привычны, да и времени у них больше.

А вот каким образом жители мегаполисов успевают читать по одной книге каждые две недели, на первый взгляд, загадка. С другой стороны, всё очевидно – читать сейчас модно! А мода, как известно, быстрее всего приходит в крупные города. Россияне читают, хотя, конечно, и не с тем азартом, что в СССР. Книги уже не так востребованы: почил книжный «развал», возле рынков не снуют менялы с чемоданами, новую книгу не ждут, как великую редкость, на день рождения – времена, когда она считалась лучшим подарком, прошли. Что читал советский человек, какие творения писателей старался достать? Для детей – детская классика советская и зарубежная: Волков, Гайдар, Рыбаков, Пантелеев, Грин, Стивенсон, Купер, Линдгрен. Для себя – подписки на Гюго, Гоголя, Шолохова, Шишкова, Достоевского, Толстых, Лермонтова, Мопассана, Дюма, Яна, Ж. Санд, Мериме… не говоря уже об интересе к произведениям писателей советских республик. И, несмотря на вносящие оптимизм цифры, среднее количество читаемых книг в современной России очень сильно недотягивает до уровня Советского Союза.

Да и сама постановка вопроса о моде и литературе изменилась: не мода на чтение, а мода в чтении. Что модно читать сегодня? Любовные и исторические романы (13% и 11% соответственно). Наиболее популярные современные русскоязычные писатели, по данным ФОМ, Дарья Донцова, Борис Акунин, Александра Маринина. Что касается конкретных произведений, то в числе лидеров по запросам в библиотеках – «Метро 2033» Дмитрия Глуховского, «Девушка с татуировкой дракона» Стига Ларрсона, романы Анны Гавальды, «Шантарам» Грегори Робертса, «50 оттенков серого» Эрики Леонард.

Произведения развлекательные, которые духовной пищей трудно назвать. А тем более – пищей для ума. Между тем, завершившийся год в российской литературе отмечен целым рядом спорных, ярких, остро актуальных творений современных отечественных авторов. «Обитель» Захара Прилепина, постмодернистские романы Владимира Сорокина, сборник рассказов Павла Крусанова «Царь головы». Те, кто читает не развлекательную литературу, обращаются к произведениям non fiction, литературе, основанной на документалистике. Но мода на такое чтение широко распространена лишь в довольно узких кругах.

Странно, но эти два понятия – мода и литература, которая есть искусство, сегодня соседствуют. Рыночные отношения в обществе проникли и сюда: книга из объекта культуры медленно, но верно становится предметом товарно-денежных отношений. Есть литература «массового производства» и «элитные продукты». Только по сравнению с любым другим предметом торговли с литературой всё наоборот. Приобретя модное платье, мы причисляем себя к элите потребления. Одеваться не по моде, а по средствам – удел широких масс. Читая модную книгу, мы чувствуем себя «в тренде», не догадываясь, что потребляем то, что, по выражению маркетологов, «пипл хавает». Масс-медиа, увлекательное чтиво, которое выброшено в общество для зарабатывания денег. Настоящий, «элитный» продукт среди книг не то, что читают все кругом, чтобы развлечься в свободное время и о чём кричит каждый «приёмник». Скорее наоборот. Литература – серьёзная литература – призвана заставлять читателя думать, размышлять, душевно и духовно трудиться. Конечно, тотальное не-чтение книг развлекательных – нонсенс для любого общества. Но утрачивание литературой её вечного предназначения – жечь сердца людей и обнажать проблемы, полное вписывание её в контекст рынка и торговли, массовое увлечение модной развлекательной литературой и интерес к литературе серьезной лишь узкого круга общества – процесс опасный для социума. Так не стоит ли переименовать Год литературы в Год серьёзной литературы?

Анна Фёдорова

Фото Марии Коряга


Просмотров статьи: 1810