Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Сон и явь чёрно-белых

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: сайт Евгения Лебедева

В том, что фортепианная музыка может приносить настоящее эстетическое наслаждение, новокузнецкая публика вновь убедилась, посетив на днях Губернаторский джаз-клуб «Геликон». Громкие аплодисменты благодарных поклонников инструментальной музыки не смолкали на сольном концерте «Цветные сны чёрно-белых клавиш» великолепного пианиста, одного из ярких исполнителей джазовой музыки Евгения Лебедева. Не часто на таких концертах можно получить удовольствие не только от джаза, но и от общения с музыкантом. На концерте Евгения Лебедева, который легко и с юмором вёл своё выступление, это удалось.

«В прошлый раз, когда я приезжал к вам в Новокузнецк, была осень. А сегодня на улицах вашего города настоящая жаркая Бразилия! И я сейчас в соответствии с вашей сибирской погодой сыграю горячую латино-американскую самбу в быстром темпе. В быстром ещё и потому, что, вылетая в ваш город, я всю ночь не спал. Надеюсь, вы от этого быстрого жаркого ритма тоже не уснёте», – с улыбкой отметил пианист, на концерте которого был только рояль без сопровождающего, как обычно, оркестра. «Ну это тоже неплохо: не надо будет заранее советоваться и согласовывать репертуар с другими музыкантами. Можно быть самодостаточным и исполнять пьесы как экспромтом, так и по просьбе зрителей», – пояснил пианист.

Знаменитого, несмотря на возраст, исполнителя джазовой музыки с богатой творческой биографией в очередной раз пригласила в наш город Ольга Юшкова-Баскакова, директор Губернаторского джаз-клуба «Геликон», директор Кузбасской Академии джаза.

В некоторые моменты своего жизненного пути, начиная с детства, посвятил зрителей сам музыкант. Поначалу юный москвич посещал занятия в музыкальной школе по классу аккордеона. Участник всевозможных музыкальных конкурсов и фестивалей в 13 лет он стал обладателем своего первого гран-при на фестивале «Юные таланты Московии». Однако больше, чем игра на аккордеоне, его влекли чёрно-белые клавиши фортепиано и джазовая музыка.

«Я когда-то думал: чтобы играть джаз, следует быть человеком довольно солидного возраста. Но однажды попал на концерт юных музыкантов и услышал популярные джазовые пьесы. Особенно меня впечатлил блюз в конце концерта, который играли мои ровесники – пианисты и барабанщики. Они, меняясь местами, словно вели диалог. Для меня их выступление стало шоком: вот так музыку можно создавать в реальном времени и общаться на этом языке! Я понял, что либо займусь джазом, либо вообще уйду из музыки. Родители меня поняли и поддержали, педагоги, хоть и были в шоке – тоже. Но с наставлением: «Если хочешь – вперёд! Но тогда не останавливайся». Вот с тех пор и пытаюсь не останавливаться», – рассказывает в общении со слушателями музыкант и в то же время прекрасный ведущий своего собственного концерта.

Окончив Московский областной колледж искусств, он отправился на учёбу в США в Бостонский колледж Беркли, не забывая при этом об участии во всевозможных музыкальных конкурсах. На них он с завидным постоянством получал престижные премии. Во время учёбы в Америке Евгений смог поработать с мировыми джазовыми звёздами, среди которых имена тех, о ком много говорят и чьё творчество много значит для истинных поклонников джаза: барабанщики Джек ДеДжонетт, Терри-Лин Кэррингтон, Ленни Уайт и Кенвуд Денард, басист Маркус Миллер, трубач Рэнди Бреккер, саксафонисты Дэвид Санчес, Джо Ловано и Джордж Гарзон, гитарист Лэвид Фьючински и другие. С иными, к примеру, с Терри-Лин Кэррингтоном, который славится своей виртуозной игрой на барабанах, Евгений Лебедев записал один из своих альбомов.

В 2010 году российский джазовый пианист стал обладателем гран-при на джазовом фестивале в Бельгии. Кроме того, именно ему как лучшему солисту фестиваля выделили ещё и специальную премию. Было участие и победы и в других мирового уровня джазовых фестивальных конкурсах.

С 2017 года пианист состоит в Московском Союзе композиторов, педагог «Академии джаза Игоря Бутмана». Четыре года назад первым среди джазовых пианистов стал артистом Yamaha в России, подписав договор о сотрудничестве с российским представительством этой японской корпорации.

На концерте джазовый пианист исполнил и свои авторские произведения, причём с предисловием – с пояснениями, как и при каких обстоятельствах они создавались.

«Между прочим, исполняя свои авторские пьесы, я в некотором роде рискую. Это такое чувство: как будто музыкант снимает перед слушателями с себя всю свою одежду. Сейчас прозвучит моя пьеса под названием «102 дня». Это случилось, когда я надолго уехал на учёбу в Америку. После окончания семестра приехал погостить домой, к родным. И они встретили меня восклицаниями: «Как долго же тебя не было!» «Почему же долго? Всего лишь один семестр!» – возразил я. И меня посетила идея написать пьесу о течении времени, таком разном для каждого и таком всеобъемлющем. Так и родились эти «102 дня», – говорит музыкант и садится за клавиши рояля. Из-под его тонких, изящных пальцев, быстро-быстро перебирающих клавиши инструмента, способных до невозможности виртуозно исполнить любую мелодию, нахлынула музыка. С быстрым перебором клавиш на души слушателей в донельзя осязаемой реальности потекло и полилось время.

Или другая его авторская пьеса под названием «Море», которая кроме традиционных джазовых произведений или, как подчёркивает маэстро, джазовых стандартов постоянно присутствует в его репертуаре. («Кстати, я играю не только джазовые стандарты, но и то, что истекает из джаза и втекает в джаз», – шутливо пояснил он).

«Море» тоже родилось случайно, при довольно необычных обстоятельствах. Одно время Евгений, участвуя в сеансах своеобразной музыкальной терапии, выступал в пансионате для пожилых людей. Причём поднимать пианино с этажа на этаж ему приходилось самому. Играл самую разную по тематике музыку для дедушек и бабушек. В тот раз, по рассказу музыканта, его игра в рамках отведённого времени уже завершилась, музыкальная концертная терапия окончилась, пожилые слушатели разошлись, но одна женщина осталась. И Евгений не в силах ей отказать вновь играл и играл. После сорока минут непредусмотренного выступления он наконец прервался и спросил: «Может достаточно?» И тогда преклонных лет слушательница чуть ли не со слезами на глазах в знак благодарности предложила ему награду за проведённое за клавишами лишнее время – кусочек торта, который достался ей от устроенного одной из постоялец пансионата дня рождения. Растроганный пианист разговорился с бабушкой, спросив, о чём она мечтает. «На склоне лет хотелось бы увидеть море. Хотя бы на 10 минут съездить подышать морским воздухом!» – неожиданно сказала она. И у обладателя джазовых престижных наград, который, по его признанию, в этом кусочке торта получил самый большой в своей жизни гонорар, вскоре родилась пьеса под названием мечты старенькой поклонницы фортепианной музыки, которую он также исполнил в стенах джаз-клуба «Геликона». В полном смысле слова искупав слушателей в набегающих на берег как безмятежно спокойных, так и мятежно бушующих морских волнах. Цветные сны чёрно-белых клавиш вдруг зримо и явственно ворвались в души пришедших на этот необычный яркий концерт!

В исполнении виртуозного пианиста Евгения Лебедева звучали как популярные джазовые композиции, так известные песни, которые музыкант, словно огранённый алмаз облекал в джазовую обёртку. «Я ищу для русского джаза мелодии, которые также можно сыграть в джазовом стиле, ну или вокруг и около него. Вот, к примеру, одна из них. Если узнаете, что же это за мелодия – дайте знать: начните неистово аплодировать», – опять-таки с долей шутки предложил музыкант.

И, конечно же, многие прозвучавшие в его джазовой обработке песенные мелодии были узнаваемы – одни буквально с первых тактов, другие где-то ближе к середине исполнения. Пианист в этом же стиле, в джазовой обработке, буквально на ура представил даже темы из известных симфоний Петра Ильича Чайковского! Такая увлекательная игра была затеяна знаменитым джазовым пианистом, педагогом «Академии джаза имени Игоря Бутмана» («Мне нравится, что вы включаетесь в разговор!»). Одновременно, не отходя от сценических подмостков, маэстро чёрно-белых клавиш дал мастер-класс двум студенткам Кузбасской Академии джаза, сыгравшим авторскую пьесу одной из них.

Прозвучал на концерте и знаменитый «Караван», один из наиболее известных шлягеров джазовой и популярной музыки ХХ столетия, который в свой репертуар включал не менее знаменитый джазовый музыкант Дюк Эллингтон. Музыканты шутят: «Какая свадьба без баяна, какой же джаз без «Каравана».

Завершился концерт узнаваемой, хотя и обработанной в джазовом стиле композиции, посвящённой Евгением Лебедевым пригласившей его в наш город Ольге Георгиевне. «Перед тем, как приехать в Новокузнецк, я спросил у неё: «Здесь в «Геликоне» на концерте не заснут?» На что она ответила: «Наши точно не заснут!» Спасибо. Она оказалась права».


Просмотров статьи: 33