Новокузнецкое городское телерадиообъединение

"ЗВЕЗДА СВЕТИЛА". И В СИБИРИ:В прошлом году по телевидению прошёл фильм про Анну Герман, в некоторых сценах которого жители соседних Осинников неожиданно для себя узнали старый – кандалепский – вокзал, барачные улочки их города.

Газета «Новокузнецк», выпуск №50 (790)  //  Рубрика: Кладовая времени

Весть о том, что известная певица Анна Герман в 1940 году вместе со своей матерью Ирмой Давыдовной Мартенс проживала в Осинниках, всполошила не только горожан, но и журналистов. Оказалось, что отец Анны Герман и её дядя были репрессированы в 1937 году и оба находились в одном из лагерей, который располагался либо на территории Новокузнецка, и в частности в Кузнецком районе, либо в пределах Осинников.

Кропотливые поиски нынешних журналистов ни к чему не привели. Уже и позабылись киношные кадры, мол, мало ли что, это же кино! Но вдруг опять пришла неожиданная новость. Не так давно в Польше вышла книга Ирмы Мартенс «Человеческая судьба». Одна из глав книги посвящена жизни на юге Кузбасса. Сначала в поисках мужа и брата мать Анны Герман из Польши приехала в Старокузнецк, а затем направилась и в Осинники. Вот некоторые выдержки из «воспоминаний» Ирмы Мартенс, которые любезно предоставил московский биограф Анны Герман и её родни Иван Ильичёв:

«Мы приехали в маленький городок Осинники. Я устроилась на работу в среднюю школу №30 (ныне школа №3 – прим. автора). Сразу удалось найти жильё – две комнаты с общей кухней. Мы поселились вместе с семьёй машиниста, работавшего на железной дороге. Это были очень приятные люди. Пока не закончилось лето, нужно было как можно скорее попасть в лагерь. Разузнав в городе, куда мне ехать, я отправилась в путь. Железнодорожная ветка вела через тайгу, к паровозу был прицеплен всего один вагон. Ни на конечной станции, ни по дороге я не увидела ни одного здания: только специальная трасса вела от станции в лагерь».

В надежде увидеть мужа и быть поближе к родным мужчинам – супругу и брату, Ирма Мартенс осталась в Осинниках.

«…Я работала в школе, время было очень тяжёлое. Во время войны с белофиннами в Кузбассе начался голод. Сотни людей стояли в очередях, мне удавалось купить булочки детям в школьном буфете. Так шла наша жизнь. К тому же донимал ещё и 30-градусный мороз».

«…Наступил 1940 год. Новый год я встречала в школе. В центре просторного кабинета химии и физики стояла высокая прекрасная ёлка. Я привела на праздник моих малюток – Анечку и Игоря. Посадила их повыше – пускай любуются украшенной гирляндами ёлкой, пусть слушают, как поют дети. Я смотрела на них и увидела, как в одну из минут Аня обняла братика и поцеловала его. Моё сердце сжалось. Боже мой! А моему мужу не позволено даже краем глаза увидеть эту радость на лицах его детей!»

В 2002 году московский биограф Иван Ильичёв по приглашению Ирмы Мартенс посетил Польшу, где полтора месяца работал над семейным архивом. Среди множества документов, справок и бумаг он случайно обнаружил трудовую книжку Ирмы Давыдовны. В ней значилось, что 25 августа 1939 года (приказ №35 от 25.08.39 по СШ №30, за подписью Николая Ивановича Попова, завуча школы) она принята учителем немецкого языка в осинниковскую школу.

Сохранилась в семейном архиве фотография, сделанная в Осинниках. На ней трёхгодовалая дочь Аннушка (в те годы по документам она числилась как Анна Мартенс). На другой фотографии Ирма Давыдовна Мартенс в окружении своих учеников-девятиклассников. Время не оставило никакой надписи на фото. Однако точно такая оказалась в семейном архиве Николая Арсентьевича Перминова, жителя Осинников. На оборотной стороне фото Николаем Арсеньевичем подписаны фамилии учеников и преподавателей. Есть здесь и учительница немецкого языка Ирма Давыдовна Мартенс.

– Папа очень любил немецкий язык. Как лучшему своему ученику педагог подарила ему красиво оформленный словарь немецкого языка. В кожаном переплёте серо-голубого цвета он всегда стоял в нашем доме на видном месте. Помню, подписан был словарь рукой учительницы. После смерти отца мы не нашли этот необычный подарок. Возможно, ещё при жизни папа его кому-то подарил. Но он точно не знал, что Ирма Давыдовна Мартенс, его любимая учительница, это и есть мать Анны Герман – его любимой певицы. Я представляю, как бы он удивился, как обрадовался и сколько было бы воспоминаний, знай он эти факты! – рассказывает Елена Николаевна Перминова, дочь Николая Арсентьевича.

Семьдесят пять лет прошло с тех пор, как семья Анны Герман жила в Кузбассе. По сей день стоит та самая школа №3, где ходила по коридорам маленькая Анна, будущая знаменитая певица.

Во время войны в этом здании был госпиталь, поэтому архив тех лет не сохранился. Территория школы та же: большая, засаженная деревьями, только уже новыми – в основном берёзками и рябинами. Сегодня школа №3 для жителей города словно живой памятник прошлому веку…

Анна Герман всегда говорила, что родилась и выросла в СССР. Вот, наверное, откуда у этой польской красавицы такое глубокое понимание русской души. Она пела, как жила. И жила, как пела.

Сейчас на волне интереса к судьбе и творчеству Анны Герман во многих городах, что были связаны с её судьбой, увековечивают память певицы самыми разными способами. Где-то открывают экспозиции, устанавливают мемориальные доски. Её именем называют улицы и площади. В Москве, например, высажена рябиновая аллея в её честь. Думается, что и в Кузбассе есть достаточно фактов, чтобы открыть в осинниковской школе или музее хотя бы уголок, посвящённый талантливой певице.

Надежда Пономарёва

Фото из семейного архива Анны Герман


Просмотров статьи: 3339