Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Кисть до Швейцарии доведёт!

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: архив Новокузнецкого центра наивного искусства «Сибирские просторы»

Куда только не забрасывает судьба наших самобытных художников! Они, участники регионального объединения «Сибирские просторы», прошли уже несколько международных выставок в Москве, других городах страны, а теперь пришла пора нашим самобытным талантам из Новокузнецка продемонстрировать свои произведения в жанре наивного искусства и за рубежом.

На днях в Швейцарии в женевском Дворце наций Европейской штаб-квартиры ООН прошло открытие Международной мультиформатной выставки «Искусство хранит историю», посвящённой 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Экспозиция организована международным журналом «Русская галерея – ХХI век», представившим произведения из своей уникальной коллекции совместно с Постоянным представительством России при Отделении ООН в Женеве.

Чтобы, по словам Павла Соколова, главного редактора этого международного издания, дать глубокое и многослойное представление о событиях Великой Отечественной войны, о чувствах, переживаниях и подвигах тех, кто испытал ужас войны. Чтобы через картины, созданные талантливыми художниками, постараться ещё раз ощутить боль утраты, гордость за Победу, за стойкость и героизм, которые стали неотъемлемой частью нашей истории. По замыслу организаторов, полотна призваны дать возможность посетителям экспозиции вспомнить подвиг советских солдат, их стойкость духа, а также вернуть ощущение, что «история – это не только даты и документы, а ещё судьбы, лица, чувства».

Как сообщает ТАСС, на церемонию открытия прибыло более ста человек, в том числе дипмиссии не только России, но и стран СНГ, Китая, КНДР, Никарагуа, Малайзии и других, соотечественники и сотрудники ООН. В своём приветственном слове генеральный директор женевской штаб-квартиры ООН Татьяна Валовая поблагодарила организаторов за выставку.

«Очень важно, что в марте этого года Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию, где отметила важность сохранения памяти о Второй Мировой войне, о всех её жертвах и о том, что мы должны помнить и извлекать уроки из прошлого. Выставка станет важной частью мероприятий, направленных на сохранение исторической памяти о событиях тех лет», – подчеркнула она.

На выставке представлено ровно 45 (в качестве отсылки к 1945 году) произведений: картины, вышивка, скульптура из металла и дерева. Многие работы созданы правнуками ветеранов войны, которые через своё искусство передают личные воспоминания о героизме своих предков. «Ведь память о той страшной войне может проявляться не только через книги и архивы, но и через живое искусство», – было отмечено на церемонии открытия.

По словам постоянного представителя России при ООН Геннадия Гатилова, эта выставка отражает историю всех бывших республик Советского Союза.

«У нас у всех есть семьи, родственники, дедушки, бабушки, которые участвовали в войне против нацизма. Этой выставкой мы хотим почтить их память», – сказал постпред.

Среди 45-ти работ, представленных в этой юбилейной экспозиции, есть работы и двух наших художниц из объединения «Сибирские просторы», чья творческая «штаб-квартира» расположена в Новокузнецком центре наивного искусства в Доме купца Фонарёва и чьи работы. Их работы, отобранные редколлегией журнала «Русская галерея – ХХI век» (в которую входил и знаменитый Зураб Церетели, к сожалению, недавно умерший), также стали частью уникальной коллекции этого международного издания. Это триптих Ираиды Зиновьевой, руководителя «Сибирских просторов», и три картины Тамары Киселёвой. Все посвящены Великой Победы.

Об Ираиде Зиновьевой, чья творческая биография прослеживается на протяжении более 30 лет, наша газета не раз писала. В городе о ней есть даже такой запущенный журналистами шутливый мем «Кто Ираиду Борисовну не знает, тот в Новокузнецке не живёт». Она – участница многих Международных культурно-художественных проектов и фестивалей наивного искусства, Всероссийских выставок-ярмарок мастеров и художников России, обладатель Международной премии «Филантроп – 2016» и «Парадельфийских игр – 2016» и прочее.

На выставку в Женеве в раздел «Символизм» отобран её триптих «Никто не забыт, ничто не забыто», рассказывающий о героической истории нашего народа, о гордости и памяти о его историческом прошлом. Три картины объединяет военно-патриотическая символика: Московский Кремль, флаги СССР и РФ, Вечный огонь Славы, памятные венки, военная форма, медали, транспаранты, Бессмертный полк и Георгиевская лента. В триптихе создан образ народа-победителя, хранящего память об участниках исторической битвы планетарного масштаба. Изображено возвращение солдат после окончания войны, празднование Великой Победы: радостные лица фронтовиков, их близких, ожидание счастливой мирной жизни.

Эти три представленные новокузнецкой художницей картины сопровождаются авторскими стихами: «Чтим память тех минувших лет, Когда услышал белый свет: «Гитлер разбит! Ура! Победа!» И это были – наши деды! И вторит эхо им в веках, Победный глас звучит в стихах, Вечный огонь память хранит, Бессмертный полк благодарит Своих отцов, дедов за мир, и слышно всюду: «Миру – мир!»

Творчество другой участницы международной выставки в Женеве, ещё одной художницы «Сибирских просторов» Тамары Киселёвой, разноплановое: живопись и куклы. Лауреат и дипломант международных фестивалей наивного искусства, участница восьми выставок Международного художественного фонда в Москве, в целом – более ста международных и областных экспозиций.

Во Дворце наций при Отделении ООН в Женеве экспонируются три её картины, рассказывающие о реальных эпизодах Великой Отечественной войны.

На одной из них водитель Максим Твердохлеб, который на грузовике через Ладожское озеро доставляет новогодние мандарины детям блокадного Ленинграда. Машину Максим вёл, не смыкая глаз, третьи сутки, чтобы 31 декабря 1941 года доставить детворе подарки. Он во время пути пережил налёт фашистских самолётов, оставивших в машине 49 пробоин. Без лобового стекла тридцатиградусный мороз обжигал лицо, дымящий радиатор затруднял видимость, не давала покоя задетая пулей рука. Но он намертво вцепился в баранку. Лишь когда довёз мандарины до места назначения, детям, смог разжать крепко сжатые на руле руки…

Вторая её картина посвящена врачебному подвигу Святого Луки, православному врачу-хирургу Валентину Феликсовичу Войно-Ясенецкому. С октября 1941 года он был хирургом, специалистом по гнойной хирургии эвакогоспиталя. Оперировал самых безнадёжных раненых, помогала ему на операциях (а их было по 80 в день!) икона Божьей Матери.

Однажды на операционный стол попал уроженец Сибири рядовой Бубликов, которому собирались отрезать ногу. Утром во время врачебного обхода перед операцией сибиряк перекрестился, хотя до этого никогда не осенял себя крестом, и спросил: «Товарищ Святой, я буду жить?», на что Лука ответил: «Ещё и танцевать будешь!» Так и получилось: ногу, а с ней и жизнь бойцу хирург спас. Позднее Валентин Войно-Ясенецкий был награждён медалью «За доблестный труд в ВОВ» и особой церковной наградой – Алмазным крестом.

Сюжет для третьей картины Тамаре Борисовне навеяла совсем уж необычная, случившаяся на войне ситуация. Она посвящена служебным собакам, когда 30 июля 1941 года овчарки погранотряда и Львовской пограншколы служебного собаководства защищали границу у села Легедзино. В последнюю контратаку вместе с пограничниками против полка гитлеровцев численностью более 1500 человек пошли и 150 разъярённых голодных овчарок. Несмотря на то, что фашисты безостановочно поливали пограничников автоматным огнём, собаки, прыгая, буквально вгрызались в горло немецким солдатам и офицерам.

В этой единственной такого рода битве на войне (между служебными псами и гитлеровцами), происшедшей на Черкащине, погибли все пограничники и большинство собак. Но враг отступил. И на пшеничном поле рядом с телами своих погибших отважных соратников-пограничников остались сидеть, охраняя, их верные израненные в бою овчарки.

Экспозиция в Женеве продемонстрировала ещё раз: война оставила неизгладимый след в судьбах людей, и искусство стало мощным средством для осмысления тех трагических и героических лет. Работы художников разных поколений передают силу духа, мужество и самопожертвование тех, кто защищал Родину. Выставки, конкурсы, публикации «Русской галереи ХХI века» и уж тем более организованная и выставленная ею в Женеве уникальная коллекция создали особое духовное пространство – диалог между прошлым и настоящим, напомнив, в том числе и зарубежным посетителям этой необычной выставки, что память о Победе – это не только дань уважения, но и важный элемент национального самосознания.


Просмотров статьи: 63