Новокузнецкое городское телерадиообъединение

А кони всё скачут и скачут

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: архив Новокузнецкого художественного музея

Иногда, глядя на выставочный ряд, на развешанные в рамках экспозиции работы, ловишь себя на том, что испытываешь дежа вю: ты здесь когда-то был, ты это когда-то видел! И эти мгновения один в один вновь повторяются в твоей жизни. Подобные ощущения нахлынули и на персональной выставке Александра Арбачакова, которая на днях открылась в Новокузнецком художественном музее под названием «50 оттенков лошади». Здесь каждый снимок – очередной по счёту оттенок.

Взмах крыльев Пегаса

Почему дежа вю? Да потому, что на всех фотоработах Александра узнаёшь незабвенную Усть-Кабырзу, один из старейших горно-шорских посёлков, с её живописным таёжно-гористым ландшафтом и пасущимися на полянах, у рек (их там целых три: Пызас, Кабырза и Мрас-су) лошадьми. Они пасутся небольшим табуном (вшестером, впятером, по трое) или поодиночке, с жеребятами и без. Красивые, невероятно грациозные животные! И если в руках фотоаппарат, то невозможно удержаться, чтобы не запечатлеть на камеру эту лошадиную грацию и стать, эту милоту жеребят.

Не удержалась как-то и я, приехав в гости к своим усть-кабырзинским друзьям. Стала снимать пасущихся возле их дома лошадей. На фоне ярких, бьющих в глаза солнечных лучей эффект получился невероятный: лошадиные крупы, о которые ударялись, разлетаясь в разные стороны пучки солнечного света. Лошади в этих искрящихся лучах напоминали крылатых ангелов этого усть-кабырзинского живописного мира. Недаром Пегаса, которого в мифологии считают приносящим творческое вдохновение, изображают крылатым конём!

И потому неудивительно, что и этот деревенский Пегас навеял Александру Арбачакову, живущему в Усть-Кабырзе, создать подобную серию фоторабот.

«В объективе Александра Никитича – одно из самых красивых созданий природы. Пятьдесят фотографий – пятьдесят оттенков лошадиного спектра. И не только грация и сила этих животных притягивают Арбачакова, но и богатая палитра лошадиных эмоций, так схожих с человеческими. Эти давние спутники людей радуются и грустят, ссорятся и влюбляются, шутят, играют, хулиганят (совсем как дети!) и, порой задумавшись, о чём-то мечтают», – отмечает куратор выставки Екатерина Козлитина, старший научный сотрудник музея.

«Почему ваша выставка называется «50 оттенков»?» – задают автору фотоэкспозиции вопрос. «Решил оттолкнуться от скандальной книги «50 оттенков серого», чтобы привлечь внимание посетителей», – поясняет Александр. «А какой породы на снимках лошади?» – спрашивают. «Да какой там породы! Простые, рабочие, те самые коняжки-трудяги, в хозяйстве без которых многие семьи в горно-шорских поселениях не могут обойтись», – отмечает фотограф.

На просторах Усть-Кабырзы

«Снимать лошадей Саша стал сразу же, как только мы в 2009 году приехали в Усть-Кабырзу. Лошади постоянно пасутся перед нашим домом на большой, раскинувшейся у реки поляне. И он часто с фотоаппаратом выходил из дома, подолгу наблюдая за ними. С тех пор в домашнем архиве накопилось много фотоснимков», – рассказывает жена фотохудожника Любовь Арбачакова, известная художница и поэтесса.

Накопились снимки в их необычном, построенном здесь же на берегу реки шестигранном, напоминающем азиатскую юрту доме с фольклорно-шорским интерьером и интересными, привлекающими внимание прохожих (местные привыкли) фигурами возле ограды.

«Действительно, за годы накопилось очень много снимков, и, пересматривая в очередной раз свой архив, я подумал о тематической выставке», – делится Александр Арбачаков. Фотограф признаётся, что делать снимки с лошадьми одновременно легко и непросто: «Легко, потому что они сами по себе фотогеничны. Тяжело, потому что они сразу понимают, что стали объектом внимания, и начинают участвовать в процессе, по-своему представляя, что и как надо снимать».

К слову, любовь у Александра к этим грациозным животным с детства: маленьким его привозили на лето к бабушке в деревню. У мальчика была возможность не только понаблюдать за ними, но иногда и прокатиться на лошади. Александр признаётся, что поначалу его, начавшего снимать в Усть-Кабырзе лошадиную натуру, животные воспринимали довольно нейтрально, многие, опасаясь незнакомого человека, держали дистанцию.

«Но я-то знал, что путь к их сердцу лежит через корочку хлеба, щедро посыпанного солью. Скоро они стали меня узнавать, сами шли мне навстречу, чтобы выпросить угощение», – отмечал на открытии автор фотоэкспозиции. Глядя на взрослых лошадей, особняком, настороженно держались и жеребята. Но потом и они, подражая взрослым могли без страха подпустить к себе фотографа поближе и даже, уступая его просьбе, позировать. «Вот у этого жеребёнка я попросил замереть и постоять в такой мечтательной позе на фоне небес хотя бы несколько минут, и он послушно замер», – улыбался Александр.

Фотоснимки экспозиции – чёрно-белые и цветные. Вот кобылица бережно опекает жеребёнка. Лошади вольготно валяются на траве. Иные настороженно, иные доверчиво смотрят на нас с фоторабот. Вот кормящая мама, а здесь – тройка борзых, могучих красавцев. Кажется, что они предназначены для таких же мощных и отважных богатырей. Здесь напоминает замеревшую статую. Настоящий конь Македонского! А на этом снимке лошадь белой масти как-то трогательно смотрится на фоне белых ромашек. Есть бредущая с закрытыми глазами лошадка. Четыре грации, вставшие в круг и уставившиеся в одну точку. Что овладело так внезапно их вниманием? Лошади, осторожно входящие в речную гладь. Каурой масти лошадка с озорной белой чёлкой кокетливо косит глазом. Пара влюблённых, нежно положивших на круп друг друга головы: и пусть весь мир подождёт! Этот коняжка показывает язык, а другая не просто улыбается, а оскалив зубы, кажется, во весь рот хохочет. И, конечно же, есть на снимках и скачущие лошади. Куда на такой фотосессии без них! А в общем и целом всё это – восхищение пластикой удивительных животных, ощущение стремительности их движений. Кажется, что можно услышать мягкое лошадиное фырканье, почувствовать тёплое дыхание. Улыбнуться, глядя на озорные проделки жеребят.

Найти общий язык

В процессе фотосъёмки Александр постоянно разговаривает с лошадьми, подлинная и тёплая дружба с которыми тянется у фотографа с детских лет. Однажды он даже попытался подобрать общий с ними язык – в виде характерного лошадиного фырчания. Однако лошади прореагировали на это без интереса, насмешливо отойдя в сторонку от странного человека. Пришлось оставить поиски подобного языкового взаимопонимания. Но всё-таки сказались и привычка, и хлебное угощение: лошади перестали чураться Александра.

Близкий контакт и помогает, и мешает съёмке. Натура с лошадиной гривой с любопытством заглядывает в объектив: «Что это за штука?» В поиске вожделенной хлебной корочки с солью обнюхивает одежду. Могут, принимая за своего парня, положить голову на плечо. Приходится даже самых назойливых от себя отгонять. «Тем не менее иногда получается сделать пару удачных кадров. Вот такими кадрами я и решил поделиться», – признаётся фотограф.

Лошади – животные весьма любопытные и хотят понять, что делает на их территории человек. А во время разговора с ним, привыкнув, вежливо стараются прислушиваться.

По словам Арбачакова, конечно же, у каждой лошади есть свой характер. В первую очередь выделяется глава семейства, у которого может быть несколько дам сердца, и он ревностно охраняет свою семью. Между приближёнными лошадками за внимание вожака существует соперничество. Жеребята, как и все дети, наслаждаются беззаботным детством, любят поиграть.

«Современная лошадь сильно отличается от своих диких предков. Сегодня её утилитарное значение не такое значимое, но это удивительное животное продолжает радовать нас своей грацией, добротой и верностью», – отмечает Александр Никитич.

Вспомнился эпизод из фильма «Служили два товарища», когда белый офицер (в исполнении Владимира Высоцкого) садится на последний пароход, который уходит в Констанцу, и вынужден оставить на берегу своего верного коня по кличке Абрек. И когда пароход отходит от причала, конь бросается в море за своим хозяином. «Кстати, белого офицера в этом фильме зовут Александр Никитич! Есть ещё две песни, которые часто вспоминаются: «Ходят кони над рекою» из фильма «Бумбараш» и «Там за рекою» в исполнении Сергея Никитина», – уточняет Александр Арбачаков, деятельность которого в предыдущие годы не случайно заставила обратиться его к этой в своём роде экологической тематике.

Замечен и отмечен

Александр Арбачаков получил образование в Сибирском технологическом институте на лесохозяйственном факультете (Красноярск). Долгое время возглавлял общественную экологическую организацию «Агентство исследования и сохранения тайги» («АИСТ»). Природоохранная деятельность в 2006 году была отмечена премией The Whitley Awards Королевского географического общества (Великобритания). Заниматься фотографией он стал ещё в подростковом возрасте, со временем юношеское увлечение превратилось в серьёзное занятие. Снимки Александра публиковались в журналах «Фотомагазин», «Culture Survival», «National Geographic». Был победителем областного фотоконкурса «Моя семья», затем межрегионального «Сохраним нашу Землю». Работы Арбачакова были отмечены на первом Всероссийском конкурсе рекламной фотографии, а в 2009 году Александр Никитич стал полуфиналистом Всероссийского конкурса «Лучший фотограф». Участвовал в иллюстрировании подарочного альбома по случаю 50-летия Междуреченска, книги «Записки миссионера», каталогов. Автор фотоальбома «Из жизни кедра» и книги «Тенгри, Ульген и другие». Персональные выставки Александра Арбачакова проходили в Междуреченске, Таштаголе, Прокопьевске и Новокузнецке.

И вот очередная. Необычная, которая, как считают сотрудники Новокузнецкого художественного музея, может стать своеобразной душевной иппотерапией, на которой каждый может найти тот самый – близкий, отзывающийся в сердце «лошадиный оттенок».


Просмотров статьи: 98