Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Этот код – ключ к культуре

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: архив джаз-клуба «Геликон»

Осязали ли вы когда-нибудь аромат музыки? Или слышали трагикомические эпизоды из жизни великих композиторов? А, возможно, можете без чьей-либо помощи разобраться в лабиринтах собственных чувств и надежд? Если нет, ответы на эти вопросы даст проект «Культурный код», который действует сейчас в джаз-клубе «Геликон».

Недаром в народе говорят: «Кризис и связанные с ним проблемы – не всегда бесперспективная, мрачная ситуация, наоборот, кризис может создать нечто новое, спроектировать нашу деятельность в будущее. Главное – не опускать руки и довериться самому себе». Именно так случилось с Ольгой Юшковой, директором губернаторского джаз-клуба «Геликон».

От музыки до психологии

Когда в мире, в том числе и в нашей стране, грянула пандемия, и о публичных выступлениях отечественных и зарубежных музыкантов пришлось на время забыть, Ольга Георгиевна не растерялась. Обдумав ситуацию, она решила перевести джаз-клуб на новые формы работы. В частности, провела первую в Кузбассе онлайн-трансляцию (да что в Кузбассе – в стране, а то и в мире!).

Взяла безвозвратный кредит по одной из российских программ поддержки предпринимателей и купила необходимое оборудование. Так, 1 апреля 2020 года (верьте ушам своим!) состоялся первый джазовый концерт в онлайн-формате. Затем в «Геликоне» стали делать репортажи, в частности, о музее джаз-клуба, рассказывая увлекательные истории, связанные с его экспонатами. А вскоре вместе с Анастасией Сулициной, артисткой, певицей, преподавателем истории джаза и вообще человеком культурно образованным и разносторонним, создала программу-лекторий, которая охватывала самые разные темы и направления, под названием «Культурный код». Этот проект стал своеобразным ключом к культуре – искусству, истории, фотографии и даже психологии. В рамках «Культурного кода» предполагалось не только прослушивать музыку, вокальное исполнение, лекции на различную тематику, но и общаться, обсуждать и даже спорить с лекторами, музыкантами, артистами, слушателями – участниками проекта. Придумали к нему даже логотип – забавного кота с кокетливо повязанной на шее артистической бабочкой. «Давно мечтала о таком проекте!» – заявила в самом начале реализации программы-лектория Анастасия Сулицина, мечтавшая превратить наш город по культурной значимости в Санкт-Петербург, который она обожала. Но, к сожалению, в прошлом году талантливая исполнительница Настя Сулицина ушла в мир иной.

Просто о сложном

На место Насти быть руководителем проекта пригласили Анастасию Мицкую, певицу, гитаристку, музыковеда, преподавателя сольфеджио и истории джаза, в своё время окончившую теоретическое отделение Новокузнецкого колледжа искусств.

Предполагалось, что публика для музыкальных встреч будет также с определённым образованием – деятели культуры, науки, образования, люди взрослые, определившиеся в собственных пристрастиях и суждениях. Но аудитория оказалась разнородной: на лекции стали приходить и учащиеся, и родители с детьми, которые задавали порой забавные вопросы. «Но это же хорошо», – решили в «Геликоне», ведь интерес к музыке, как известно, проявляется с детства.

А о том, что будет интересно, говорил состав лекторов, приглашаемых в команду «Культурного кода». Среди них музыковед Елена Южакова, которая умеет сухие исторические факты соединить с музыкальной современностью, психолог Елена Тулина, ведущая интернет-издания «Моноклер», которая может научить справляться с тревожными состояниями, обрести душевное спокойствие и умеет о самых сложных вещах рассказать простым понятным языком. Вокалистка Дарья Фомина и сопровождающая её игрой на гитаре Анастасия Мицкая рассказали об эволюции романса, начиная от ранних, старинных произведений и до романсов, которые прозвучали в кинофильмах.

Композиции и ноты ароматов

Подобные встречи и выступления тепло и душевно воспринимаются в камерном, уютном зале, в котором проходят лекции. Так про редкую профессию парфюмера, в которой также как и в музыкальных произведениях есть и композиция, и ноты, рассказала Елена Южакова. Пришедшая на «Культурный код» публика познакомилась с сочинениями Дебюсси, Рахманинова, Делиба и Чайковского в созвучии с парфюмерными творениями ХХ–ХХI веков. Для собравшихся была доступна дегустация лучших парфюмерных композиций Августа Мишеля, Альберто Морильеса, Доминика Ропиона и других знаменитых парфюмеров. На лекции было прослушано несколько музыкальных композиций, и к каждому произведению был подобран определённый аромат. Магия духов «прозвучала» и к фортепианной прелюдии Дебюсси «Ароматы и звуки в вечернем воздухе реют», и к «Цветочному дуэту» из оперы Лео Делиба «Лакме», и к романсам Сергея Рахманинова «Маргаритки» и «Сирень» (в этом эпизоде героем стал флакончик духов «Красная Москва», которые обожало старшее поколение горожан).

Загадка «Белой сирени»

Прозвучал и интересный факт из биографии Рахманинова. Создавая знаменитый романс «Сирень» на стихи Екатерины Бекетовой, одно из лучших своих произведений, который пленяет своей поэтичностью, возвышенностью, прекрасно передаёт переплетение чувств человека и состояния природы, композитор и не догадывался, что именно сирень станет постоянным спутником его жизни, что с этим растением будет связана таинственная история. Однажды после концерта Рахманинов получил большой белый букет сирени. Ни подписи, ни открытки, ничего говорящего о дарителе – только благоухающие цветы. С того времени, где бы он ни выступал, в какой бы стране ни находился, кто-то всё также дарил ему ветку белой сирени. Друзья композитора предполагали, что это женщина и стали называть таинственную незнакомку «Белой сиренью». Душистая ветка сирени неизменно украшала его концерты и комнаты в гостиницах. Каждый день рождения ему приносили домой такой же белоснежный букет. Так продолжалось до самой эмиграции композитора из России. Имя незнакомки раскрылось только через несколько лет. Предполагают, что ею была учительница из Киевской губернии Фёкла Руссо. Она обожала музыку Рахманинова и своё поклонение таланту мастера выражала букетами белой сирени. Душистая ветвь как выражение любви к гениальной музыке.

Санта-Клаус в космосе!

Или подготовленные Еленой Южаковой истории по теме «Музыка и Рождество».

Одна из самых узнаваемых и популярных мелодий в нашей стране с советских времён – очаровательная музыка из телепередачи «В мире животных». «В 1974 году один из основателей и первый ведущий передачи, народный артист СССР, режиссёр-документалист Александр Згуриди принёс заставку из своего нового фильма, – рассказывает Елена Васильевна. – Силуэты кружащихся журавлей и прыгающих страусов, бегающих антилоп и летающих обезьян и волшебная, невероятно трогательная музыка. Эта композиция называлась Alouette («Жаворонок») и исполнял её оркестр Поля Мориа».

Но оказалось, что «Жаворонок» на самом деле – вовсе не жаворонок. Оригинальная музыка, которую аранжировал Поль Мориа, никакого отношения к миру животных не имеет. Это отрывок из кантаты для хора «Рождество Господне», которую в 1964 году сочинил аргентинский композитор Ариэль Рамирес на слова Феликса Луны. В кантате говорится о путешествии Девы Марии и Иосифа в Вифлеем: «Вот Иосиф с Марией, Шаг и ещё шаг. Сквозь репейник с крапивой, Сквозь холод и мрак…». В испаноязычном мире эта композиция обязательно звучала в канун Рождества в храмах, пели её и дома, за праздничным столом, популярна она до сих пор.

Французский шансонье Жиль Дрё услышал, как эту вещь исполняет аргентинская певица Мерседес Соса, и был очарован мелодией. Он попросил знаменитого поэта-песенника Пьера Деланоэ, который перевёл на французский язык множество шлягеров, написать слова к музыке Рамиреса. Песня в исполнении Жиля Дрё стала хитом 1968 года. А затем Поль Мориа сделал инструментальную аранжировку, и эта чарующая музыка прославилась на весь мир.

И куда уж без знаменитой «Jingle Bells»! Именно эта композиция стала первой песней, которая прозвучала из космоса. Её исполнили астронавты корабля «Gemini-6», которые отправились на орбиту за девять дней до Рождества 1965 года. Во время полёта они изрядно встревожили Хьюстон, доложив на Землю, что наблюдают «некий неопознанный летающий объект, движущийся с севера на юг». Правда, когда они запели «Jingle Bells», специалисты, курирующие полёт, выдохнули – астронавты говорили всего лишь об упряжке Санта-Клауса из рождественской композиции.

Другие не менее интересные факты о музыке и Рождестве вы можете узнать на лектории «В ожидании чуда» в рамках проекта «Культурный код» 21 декабря в джаз-клубе «Геликон».


Просмотров статьи: 217