Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Любви не все покорны?

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Геворга Арутюняна с сайта театра имени Моссовета

О любви мы говорим, поём, пишем романы, ставим кинофильмы и спектакли, каждый раз утверждая сакраментальное «любви все возрасты покорны». А если в театральном действе представлены восемь женщин, каждая из которых любит по-своему, наособицу, но при этом мечтает о своей, конечно же, вечной любви и о своём, пусть и маленьком, счастье?..

 

«Большие гастроли» в большом городе

На сцене Новокузнецкого драмтеатра прошёл спектакль «Восемь любящих женщин» Государственного академического театра имени Моссовета, спектакль, который обозначили как «психоделический абсурд-ноктюрн с элементами чёрной комедии», в котором задействован самый настоящий звёздный каскад известных актрис – Ольга Остроумова, Ольга Кабо, Лилия Волкова, Евгения Крюкова, Анна Михайловская, Анна Галинова и другие.

Приезд столичной театральной труппы в наш город состоялся в рамках проекта «Большие гастроли» в честь 100-го сезона театра имени Моссовета. Гастроли проходят не только в Новокузнецке, но и в Кемерове, Новосибирске, Красноярске, Иркутске. Напомним, программа «Большие гастроли» стартовала в 2014 году в рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана Минкультуры России, который призван воссоздать единую гастрольную систему страны, включая гастроли известных российских театральных коллективов во всех 85 субъектах Российской Федерации. Реализуется он на территории России и включает две масштабные федеральные программы: помимо «Больших гастролей» (гастроли театров), «Мы – Россия» (гастроли национальных коллективов). Как отметила министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова, проект «Большие гастроли» зарекомендовал себя как важный и востребованный проект в современной культуре. География гастролей, включающая выступления театров, а также национальных, творческих коллективов страны, постоянно расширяется, вовлекая всё больше новых участников в гастрольно-концертную деятельность. При этом она подчеркнула, что одна из целей проекта – сохранение и популяризация народного творчества и театрального искусства, что особенно актуально в 2022 году, который объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. По словам министра, важно, чтобы все жители нашей многонациональной страны имели возможность знакомиться с лучшими достижениями отечественного и зарубежного театрального, а также профессионального народного искусства. И спектакль столичного театра имени Моссовета «Восемь любящих женщин», включённый в направление «Ведущие театры» проекта «Большие гастроли», как раз из таких.

Нестареющий сюжет женских интриг

Пьеса «Восемь женщин» Робера Тома, первая постановка которой состоялась 28 августа 1961 года в театре «Эдуард VII», в самом сердце Парижа, не сходит со сцен мира. Аннотация сюжетной линии такова: это детективная история о том, как дамы трёх поколений одной семьи и их домочадцы ведут расследование убийства главы фамилии, совершённое в канун Рождества. «Пьеса увлекательна по содержанию, живописна в своей россыпи ярких, эксцентричных, непредсказуемых характеров героинь и держит зрителя в напряжении до неожиданного финала», – гласит предисловие к пьесе. Спектакль театра имени Моссовета, премьера которого с потрясающим успехом состоялась в начале октября прошлого года, даёт собственный, свежий взгляд на популярный сюжет, знакомый многим любителям кино по одноимённому фильму Франсуа Озона. Театр имени Моссовета в прошлый 99-й сезон решил удивить публику, объединив два столь любимых жанра – комедию и детектив – в одном спектакле (режиссёр-постановщик Олеся Невмержицкая, художественный руководитель постановки Евгений Марчелли).

Розы – хорошо, но ромашки – лучше

Премьерный спектакль поразил публику сразу и наповал, зрители после финального действия готовы были носить актрис на руках и завалили их роскошными букетами цветов и сувенирами, на что актриса Ольга Остроумова, сыгравшая в спектакле одну из главных ролей, скромно заявила: «Я, конечно, все цветы очень люблю, но больше всего – полевые ромашки. С детства…».

Конечно же, сразу отметили премьеру и критики, подчеркнув и звёздный состав, и мастерски сыгранный каскад перепадов и настроений, и увлекательные зигзаги сюжета, и блеск отточенных остроумных диалогов, а главное – парад замечательных актёрских работ, калейдоскоп ярких образов, созданных великолепными женщинами-актрисами.

Когда у Ольги Остроумовой, играющую в спектакле роль бабушки, спросили после премьеры в одном интервью, чем всё-таки привлекла режиссёров французская пьеса, которую играют в течение шестидесяти лет во всех мировых театрах, народная артистка, немного задумавшись, ответила: «Наверное, тем, что есть возможность в одной пьесе занять прекрасных и талантливых актрис театра и дать им насладиться игрой на сцене». А когда Ольгу Михайловну, прекрасно сыгравшую в фильме «А зори здесь тихие» отважную до отчаянности красавицу Женю Комелькову, приходится видеть пожилой, обременённой годами, но при этом элегантной дамой, сидящей в инвалидном кресле, то, честно говоря, ощущаешь некоторый ступор от неожиданно нахлынувшего культурного шока. «А я совершенно не суеверна, – отвечает на подобную реакцию Ольга Остроумова. – Если надо сесть в инвалидное кресло, то сяду, не задумываясь. У меня роль такая, её надо играть. Мне ничего нестрашно! Зато потом столько приходится бегать по сцене и исполнять всякие трюки».

«Ожила, бабуся!»

Действительно, когда по ходу пьесы, бабушка всего этого семейства, озабоченного убийством хозяина особняка, неожиданно вскакивает со своего инвалидного кресла и довольно прытко перемещается по сцене, создавая комические ситуации, а потом в несколько приёмов лихо, стакан за стаканом, исподтишка замахивает изрядную порцию виски, зрители смеются и облегчённо вздыхают: «Ожила, бабуся!» Хотя за всем этим комическим флёром скрывается изрядная доля трагедии. Героиня Ольги Остроумовой по сути борется за свою жизнь, ей вместе со своей второй несчастливой дочерью, старой девой Огюстиной (актриса Лилия Волкова) негде жить. Их из жалости приютил зять, который в эту ночь накануне Рождества по сюжету пьесы лежит в спальне на втором этаже особняка с воткнутым в спину кем-то ножом. И они – просто приживалки в этом богатом доме, где властвует не только зять, но и другая, высокомерная и претенциозная её дочь Габи (Ольга Кабо), не упускающая подходящего момента подколоть истеричную и экзальтированную сестру. И пожилая женщина, пряча свои акции в подушку, трясётся над ними, потому что это единственное богатство, что у неё есть, и эти накопления – её единственная возможность выжить в случае, если вдруг богатым родственникам вздумается выгнать её из дома. «Да, я эгоистка! И акции мои! – категорично заявляет героиня Ольги Остроумовой и яростно топает ногой: – Вы что ли будете кормить меня в старости?» И после этих слов грозит кулаком своим детям. А затем бодро и стремительно уходит со сцены. И, конечно же, она, пожилая, но всё ещё надеющаяся на спокойную, благожелательную старость, а значит, на душевное взаимопонимание своих дочерей и внучек («Как тяжело осознавать, что ты никому не нужна, что ты в тягость собственным детям»), переживает за судьбу своей второй, не сумевшей устроить свою личную жизнь дочки, что тайно и яростно влюблена в богатого мужа своей сестры, снисходительно приютившего вместе с престарелой матерью и её, такую некрасивую, издёрганно-нервную, порой с неадекватным вызывающим у посторонних недоумение, а то и страх поведением.

«Режиссёр предлагал, а мы – подыгрывали»

Нестареющая, не сходящая со сцен мира пьеса действительно наполнена и буквально пестрит эгоцентричными персонажами, эпизоды с которыми нельзя увидеть в фильме «Восемь женщин» Франсуа Озона. «Всё рождается во время репетиции – и плохое, и хорошее. А потом режиссёры-постановщики начинают стирать всё ненужное и оставлять всё самое удачное. И получается то, что видит зритель», – признаётся режиссёр Олеся Невмержицкая, которая ставила эту пьесу Робера Тома под руководством художественного руководителя Евгения Марчелли, о котором говорят, что он (так уж сложилось) славится своим особым даром, особым мастерством по части раскрытия именно женских характеров. И потому появление подобной пьесы на моссоветовской сцене нисколько не удивительно. Театр имени Моссовета, как отмечают театральные критики, всегда славился своими актрисами, умудряясь под одной крышей собрать целое созвездие. При этом нисколько не умалялась роль мужской части труппы. Вторят признанию режиссёров и задействованные в пьесе актрисы, делясь секретами работы над пьесой: «Даже если вы знакомы с картиной режиссёра Франсуа Озона, вы неоднократно будете ловить себя на мысли, что этого ранее в истории не было. Но режиссёр предлагал, а мы подхватывали, обыгрывали и подыгрывали друг другу».

В игре актрис покоряет самоирония, неожиданные повороты сюжетной линии, они держат зрителя в напряжении весь спектакль, до самой его неожиданной развязки. Потому что если на одной сцене столько женщин – этот элегантно-остроумный «серпентарий», то как тут обойтись без интриг, остроумных подначек и подзуживаний друг друга и разного рода хитросплетений! Но, как ни странно, в эти персонажи влюбляешься. Также быстро и легко, как и в само содержание пьесы, написанной таким же остроумным и лёгким по нраву французом Робером Тома.


Просмотров статьи: 214