Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Транзитом из Новосибирска

// Автор: Александр ШПРИНГЕР
// Фото: Мария КОРЯГА, Сергей КОМАРОВ

Театры Новокузнецка и Новосибирска уже давно исторически связаны друг с другом. Осенью 1941 года Сталинский гортеатр уступил свою сцену новосибирскому «Красному факелу», который, в свою очередь, принял Ленинградский театр имени Пушкина. В дальнейшем культурные связи между новокузнецким и новосибирскими театрами регулярно поддерживались вплоть до настоящего времени.

На этой неделе, с 14 по 17 июня, на сцене новокузнецкой Драмы проходит фестиваль-тур «Новосибирский транзит», в рамках которого любители театра из южной столицы Кузбасса уже увидели и ещё увидят четыре спектакля от четырёх ведущих новосибирских театров: «Дикую утку» Новосибирского государственного академического театра «Красный факел», «Хануму» Новосибирского городского драматического театра под руководством С. Афанасьева, «Марьино поле» молодёжного драматического театра «Первый театр» и «Генерала и его семью» Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус».

Свою историю фестиваль ведёт с весны 2001 года. Тогда он был по-настоящему транзитным, «кочевым» – каждый год фестиваль принимал какой-либо из сибирских городов, на время фестиваля становясь культурной столицей Сибири. С 2010 года фестиваль изменил свой формат: он «прописался» в Новосибирске на базе театра «Красный факел», а театры Сибири, Урала и Дальнего Востока раз в два года приезжали сюда, чтобы показать свои премьерные спектакли последних двух лет.

Фестиваль проводился по чётным годам, но в 2020-м пандемия внесла свои коррективы, и очередной фестиваль состоялся лишь в 2021-м. Чтобы «не терять» следующий чётный год, организаторы решились на эксперимент – в 2022 году четыре ведущих новосибирских театра сами отправились в транзит по четырём городам Сибири. Первой остановкой «Транзита» стал Томск, на этой неделе спектакли смотрят Кемерово и Новокузнецк, ну а финиширует фестиваль-тур 20 июня в Барнауле.

Новосибирские театры регулярно участвуют в различных крупных театральных фестивалях, а вот в городах по соседству бывают гораздо реже, чем хотелось бы. Главной задачей фестиваль-тура как раз и стало преодоление этой своеобразной театральной изоляции, воскрешение старых добрых традиций культурного обмена с соседями.

«Мы с радостью отправились в это путешествие, в том числе в города, где не бывали уже довольно давно, и с удовольствием поддерживаем имидж Сибири как одного из ведущих театральных регионов страны», – подчеркнул руководитель фестиваля, директор театра «Красный факел» Александр Кулябин.

А директор Новокузнецкого драматического театра Валерия Пурпутиди порадовалась за новокузнецких зрителей: ««У нашего зрителя появилась уникальная возможность посмотреть Новосибирский транзит, не выезжая из города. Я знаю, что многие наши новокузнечане, когда проходит Новосибирский транзит в Новосибирске, ездят туда и смотрят спектакли там, теперь у них есть возможность посмотреть дома. Уверена, что на протяжении всех четырёх дней нас ждёт праздник».

Остановку в Новокузнецке «Новосибирский транзит» начал со спектакля театра «Красный факел» по пьесе Генрика Ибсена «Дикая утка». Ибсен – признанный классик, в особом представлении не нуждающийся. Он был одним из основоположников «новой драматургии» – социально-психологической драмы рубежа XIX–XX веков, поднимавшей на сцене острые, злободневные социально-психологические проблемы, настойчиво подчеркивавшей драматизм человеческого существования. Для пьес «новой драматургии» характерны были острый конфликт между ложью и правдой, преобладание диалога над действием, объективность и достоверность происходящего на сцене, большая роль ретроспекций (рассказов о том, что было до происходящего сейчас на сцене). Всё это стало большим прорывом в драматургии тогда и порой сильно затрудняет постановку сейчас – более чем за век играющая столь важную роль в пьесах «новых драматургов» реальность сильно изменилась. Поэтому сегодня при постановке этих пьес очень важна роль «соавтора» – режиссёра-постановщика, а в случае со спектаклем «Красного факела», ещё и автора сценической версии.

«Одна из главных сложностей в работе с «Дикой уткой» Ибсена – то, что действие практически полностью погружено в семейный быт героев, но сам этот быт за прошедшие почти полтора века изменился до неузнаваемости, – подчеркивает автор сценической версии драматург Ольга Федянина. – Это выглядит как очень частная, формальная проблема, а на самом деле касается совершенно не формальной сути дела. Драматургия Ибсена – драматургия человеческих отношений, а отношения эти рождены повседневностью, они живут и умирают в ней и вместе с ней. Значительная часть работы с такой пьесой состоит в том, чтобы найти аналог исходной драматической коллизии в изменённых условиях, в условиях настоящего. В «Дикой утке» действует правило: герои на сцене и зрители в зале существуют в одном времени – оно, это время, должно их объединять, а не разделять».

То, что мы видим на сцене, по фактуре уже не совсем Ибсен вплоть до имён персонажей. Действие перенесено в наше время, героев окружают его атрибуты – телефоны, компьютеры, видеокамеры и прочее. Но скрывающаяся за этой фактурой суть осталась прежней – перед нами всё тот же, хотя и несколько углубленный, конфликт между горькой правдой и сладкой ложью, что был заложен в основу пьесы. Появившийся после долгого отсутствия в городе Томас Верле раскрывает своему лучшему другу детства Мартину Бергу глаза на то, что тот целых 16 лет (полжизни!) жил, окружённый ложью вплоть до самой тяжёлой – его дочь, оказывается, не его. Стремление освободить окружающих людей ото лжи (хотят того они или нет) буквально за несколько дней приводит к крушению не одного, а сразу нескольких миров, а сам Томас теряет не только друга, но, как оказалось, и родную сестру.

Каждый из героев оказывается своего рода «дикой уткой», которую когда-то подстрелили, а затем «спасли» и поместили в «клетку». У кого-то она золотая, у кого-то из простеньких прутьев, но суть от этого не меняется – это та самая пресловутая зона комфорта, из которой вырваться очень сложно, а чаще всего и не хочется, даже если эта зона комфорта построена на лжи.

Ибсен в своей пьесе идёт немного дальше – у него есть «мораль», без которой классическая литература и драматургия редко обходились. Финал же спектакля можно считать открытым – зритель сам для себя должен сделать выводы и дать оценку тому, что произошло перед ним на сцене и за сценой.

К слову, о происходящем за сценой. Новокузнецкого зрителя сложно уже удивить сопровождающим спектакли видеорядом, но чаще всего – это либо какой-то текст, либо детализация происходящего на сцене. Режиссёр-постановщик «Дикой утки» Тимофей Кулябин пошёл дальше. «Мне показалось важным не просто продемонстрировать эту ситуацию на сцене, найти для неё сегодняшний антураж и драматический баланс, но и попробовать отрефлексировать её в художественном приёме, – поделился он особенностями «творческой кухни». – Так мы поняли, что нужна видеоверсия нашей истории. Мы добавляли эпизоды – отсутствующие, но предполагающиеся в пьесе. Всё это прописано и разыграно в реальных локациях. Одновременно с этим возникла идея снимать происходящее на камеры, чтобы потом на сцене вступить в диалог с этим материалом. В итоге зритель увидел два спектакля. Один играют артисты, а второй идёт синхронно, сыгран теми же артистами, но в реальных обстоятельствах. Мы смотрим на тех и на других в разных условностях – театральной и кинематографической. Мне кажется, это должно создать дополнительный объём смыслов и ассоциаций, прямо и косвенно связанных с нашей главной историей».

Спектакль вообще очень сильно «кинематографичен». Мы регулярно слышим на сцене «Камера. Мотор!» – с помощью видеокамеры Мартин Берг общается со своим «особенным» ребёнком, попутно снимая о ней фильм, в котором показывает всё самое лучшее и талантливое в дочери. Это тоже своеобразная «клетка», иллюзия, в которой скрывается ещё одна «дикая утка».

А после финального выстрела «ружья»-револьвера, зритель видит на экране титры того самого фильма, которые и завершают происходившее на сцене. Косвенно, кинематографический эффект создаёт и время спектакля – чуть менее двух часов без антракта – как в кино.

В итоге смотреть спектакль и кино одновременно оказалось очень интересно, хотя и непросто для восприятия. Ну а сам спектакль от этого явно выиграл.

В среду тяжёлую атмосферу «Дикой утки» сменила знаменитая музыкальная комедия «Ханума» в исполнении театра Афанасьева. Пьеса грузинского драматурга Авксентия Цагарели, написанная ещё в 1882 году, уже давно стала признанной всеми классикой, и желающих посмотреть спектакль по ней всегда очень много.

В четверг, 16 июня, новокузнечане увидят мистическую комедию «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева в исполнении «Первого театра». Спектакль о войне, о тех, кто войны устраивает, и тех, кто в них погибает, а также о тех, кто ждёт домой ушедших на войну – надеется, верит и любит.

Завершит фестиваль-тур спектакль «Генерал и его семья» театра «Глобус» по одноимённой книге Тимура Кибирова. Зрители увидят историю про «отцов и детей», которая развернётся в военном гарнизоне городка Шулешма-5.

Новосибирские артисты в эти дни не только сами делятся своим творчеством, но и приобщаются к нашей новокузнецкой истории и культуре. Они побывали на экскурсии, где познакомились с достопримечательностями города – посетили музей-заповедник «Кузнецкая крепость», литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского, площадь Побед.

«Вы даже не представляете, что такое для артиста поездка куда-то – фестиваль, гастроли, неважно, – поделился эмоциями артист театра «Красный факел» Денис Казанцев. – Это же новые эмоции, новые впечатления, это возможность встретиться с коллегами, пообщаться, они посмотрят твою работу, ты – их работы. Это здорово!»


Просмотров статьи: 170