Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Большие гастроли Малого театра

// Автор: Александр ШПРИНГЕР
// Фото: Мария КОРЯГА, Диана ТОКМАКОВА

Новокузнецкий театральный зритель соскучился по старой доброй классике, тем более в исполнении столичных гостей. При всём интересе и уважении к современной или экспериментальной драматургии, иногда очень хочется окунуться в мир Пушкина, Гоголя, Островского, Чехова, увидеть классические декорации, костюмы прошлых эпох, услышать обычную, не перегруженную культурными аллюзиями речь.

На прошлой неделе такая возможность была предоставлена новокузнечанам сполна – в рамках «Больших гастролей» на сцене драмтеатра в исполнении Государственного академического Малого театра можно было увидеть два спектакля по пьесам Александра Островского: «Красавец мужчина» и «Волки и овцы».

Для Малого театра писали многие драматурги, но особое значение среди них всегда имел Александр Островский, чьи пьесы принесли театру неофициальное название «дом Островского». Все его 48 пьес были поставлены на сцене Малого театра и в разные годы всегда входили в его репертуар. Поэтому выбор спектаклей для гастролей был вполне очевидным – дело было лишь за техническими возможностями уже нашего театра, и они не подкачали.

«Большие гастроли» – это, безусловно, удача и хорошая возможность жителям российских регионов увидеть спектакли лучших театров страны, ведь даже оказавшись в Москве или Питере, далеко не у каждого получится попасть на спектакли – для этого должно многое совпасть. Впрочем, в Новокузнецке с этим тоже было не всё так просто – несмотря на довольно вместительный зал нашей Драмы, все четыре дня гастролей он был полностью заполнен.

Артисты Малого театра отвечали взаимностью. «Лично для меня нет разницы, в каком городе выходить на сцену, – заверила актриса театра Алёна Колесникова. – В любом случае мы пытаемся отдать со сцены всё, что у нас внутри, на что мы способны. Нас так учили наши учителя. Этому же мы учим и своих студентов в институте имени Щепкина. Не важно, что у тебя сегодня внутри – радость, горе, проблемы – ты должен оставить это за сценой, выйти, сыграть, и только потом вернуться к своей личной жизни. В этом и заключается профессионализм. Как в своё время учила ещё наших учителей народная артистка СССР Вера Николаевна Пашенная: «Зритель заплатил за билет свои 20 копеек, и он за эти деньги должен всё видеть, слышать и понимать».

С теплотой о наших зрителях и нашем театре отозвался заслуженный артист России Дмитрий Кознов: «Зритель у вас очень хороший! Сибиряки очень внимательно и обстоятельно смотрят за происходящим на сцене. Большинство эмоций при просмотре переносится на финал. Для нас это немного необычно – московский зритель более «нетерпеливый» и реагировать на происходящее на сцене начинает гораздо раньше. Театр ваш произвёл очень сильное впечатление: большой, красивый – и снаружи, и внутри. На вашей сцене можно сыграть любой наш большой спектакль – это далеко не везде так. То, что мы ездим, благодаря «Большим гастролям», по стране – это потрясающе. Очень здорово, что у театров вновь появилась возможность много ездить, видеть свою страну, зрителей, спектакли других театров – это очень важно, это всегда взаимопонимание и взаимообогащение».

Привезённые в Новокузнецк спектакли, безусловно, можно смело считать «большими». Масштабные декорации, великолепные костюмы, звук, свет – за всем этим проступал не просто московский уровень, а уровень Малого театра – одного из крупнейших драматических театров страны.

Отдельной похвалы, конечно же, заслужили своей игрой актеры. Оба спектакля были «большими» не только по масштабу задействованных ресурсов, но и по времени, однако три с лишним часа каждого из них пролетели почти что незаметно. На сцене перед нами был XIX век со всеми его реалиями и фактурой, но при этом артисты смогли без всяких экспериментов и «переодеваний» перекинуть мостик в настоящее, подчеркнув ещё раз, что классика – вечна.

Любовь и предательство, алчность и бескорыстие, эмоции и тонкий расчет, порядочность и подлость – всё это было и сто, и двести лет назад, остается и сегодня, меняя лишь форму, но не суть. Об этом нам говорили со сцены артисты, и это очень хорошо понимал зрительный зал.

«Несмотря на то, что Островский создавал свои произведения больше 150 лет назад, они и сегодня дают ответы на все вопросы, герои Островского и сегодня остаются удивительно живыми и понятными, – подчеркнул Дмитрий Кознов. – Поэтому мы своих героев не «переодеваем», не меняем их характеры, не осовремениваем искусственно. Я считаю, что-то в этих пьесах менять, а тем более подменять смысл, который в свои пьесы вкладывал автор, – это преступление».

Именно поэтому на спектаклях Малого театра всегда особая атмосфера, а современный зритель чувствует себя зрителем ХХ или даже XIX века – может и не точь-в-точь, но довольно близко.

Хочется надеяться, что в будущем мы вновь сможем увидеть спектакли Малого театра (и не только его) на сцене нашей Драмы, ведь «большие гастроли» пока никто останавливать не планирует.

«Наш театр уже более пяти лет сотрудничает с РОСКОНЦЕРТом по программе «Большие гастроли», – подчеркнула директор Новокузнецкого драматического театра Валерия Пурпутиди. – Наши зрители уже знакомы со многими театрами России, и с удовольствием каждый раз идут на новых гостей. «Большие гастроли» организованы для того, чтобы укреплять творческое и культурное сообщество, привлекать нового зрителя, расширять знакомства между коллективами театров. Мы всегда рады в своем театре принимать коллективы Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, с большим удовольствием ездим в другие города и сами».


Просмотров статьи: 186