Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Кулинары на празднике ружья

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Ярослав СМЫШЛЯЕВ

На днях на юге Кузбасса, в том числе в Новокузнецке отметили национальный шорский праздник Мылтык Пайрам, что в переводе означает праздник охотников или ружья (мылтык – ружьё).

В нашем городе во Дворце культуры «Строитель» его провели участники Центра шорской культуры «Аба Тура». Они пригласили не только представителей шорской национальности, но и всех желающих поучаствовать в этом весёлом и главное сытном мероприятии, ведь Мылтык Пайрам в отличие от других национальных шорских праздников – это своеобразный смотр кулинарного мастерства по изготовлению одного блюда: пельменей или пелбенов, как их называют шорцы.

Мылтык – народное, семейное торжество, где в главных ролях выступают шорские мастера национального поварского искусства.

Надо отметить, что процесс возрождения духовной культуры шорцев идёт с середины 1980-х годов и выражается в возобновлении традиционных культовых обрядов, праздновании особых национальных праздников. Пайрам Мылтык как раз из них.

Новокузнечан и гостей города на торжество во Дворце культуры «Строитель» собралось немало, были и постоянные участники этого интересного и вкусного празднества. «Но прежде всего для нас этот праздник – сохранение национальных шорских традиций. Ведь Мылтык Пайрам своими корнями уходит в далёкое прошлое, когда большую роль в жизни нашего народа играла удачная охота, а значит, умение метко стрелять, хорошо владеть оружием, – говорит Ирина Кискорова, методист Центра, руководитель ансамбля народных инструментов и горлового пения «Алтын Кай» (в переводе золотое сказание).

Согласно национальным традициям охотники в прошлом долгие месяцы проводили в тайге и возвращались домой с хорошей добычей. К их возвращению и был приурочен Мылтык. Подходя к дому, они палили в воздух из ружья, оповещая домочадцев о своём возвращении. И женщины тотчас начинали готовить праздничный стол, на котором главным блюдом были пельмени. Время долгих походов за лесной добычей прошло, и потому праздник по устоявшейся на юге Кузбасса традиции проходит в определённые дни – с 18 по 19 января. Шорцы приурочили Мылтык Пайрам к Крещению Господню.

По словам Ирины Кискоровой, большие шорские пельмени, которые выставляли на стол, обязательно должны быть с сюрпризами. Шорцы верят, что вложенные в пелбены крохотные предметы предсказывают судьбу, символизируют предстоящую в новом году жизнь семьи. Это могут быть самые разные миниатюрные деревянные фигурки-символы. Пельмени в этот праздник должны предсказать судьбу того, кому они попали на зуб! Так, если в одном из них оказалась деревянная миниатюра ружья, главный символ праздника, то это к удаче, человек станет хорошим охотником, добытчиком. Топорик – крепким хозяином и строителем, но жди много работы. Белые и чёрные нитки предсказывают счастливую или тяжёлую жизнь в будущем, какие-либо неприятности. Лодка – быть счастливчику хорошим рыбаком. Месяц – встреча любви и замужество. Дом – приобретение жилья, молоток – успех в работе. Спичка – бойся пожара! Сладкие пельмени означают достаток, солёные – бедность. Монетки в пельменях предвещают богатство и благополучие (в этом плане особенно повезло нашему коллеге, фотокорреспонденту Ярославу Беляеву, который собрал из пельменей буквально горсть монет). Запрещалось делать фигурки людей или собак. В последнее время появились и современные начинки. Так, деревянная фигурка машины означает покупку автомобиля, а коляска – пополнение в семье.

«В эти дни проходит ещё и гадание на поленьях. Надо ночью, в кромешной тьме взять полено, занести его в дом, чтобы передать старейшему в семье домочадцу, который и должен расшифровать деревянное предсказание. Так, если у внучки на принесённом ею полене будет много сучков, то дед, родоначальник семьи, провозглашает о том, что с будущим женихом может быть что-то не то. Не подойдёт ни ей, ни семье по своим человеческим качествам», – рассказывает Ирина.

Более того, в эти дни по домам ходят ряженые, совершая так называемый кочаган, то есть участие в шорских колядках с благопожеланиями хозяевам и гаданиями девушек. В иных шорских поселениях обряд благопожелания проводят известные шаманы и шаманки Горной Шории. Каждому участнику кочагана ими предлагается загадать желания и повязать ленты на священное дерево – берёзу. Именно берёза, по шорскому поверью, считается проводником людских пожеланий в мир духов. Громкими песнями и танцами шорцы выгоняли всё плохое, всех злых духов прочь.

На Мылтыке Пайраме в ДК «Строитель» организаторы провели и несколько национальных игр. Одна из них – с длинными поясами, которые следовало быстро закрутить вокруг игрока. В другой – продемонстрировать умелое владение кожаной плетью-камчи, выбив ею на скорость несколько установленных деревяшек, и другие.

Праздник завершил мастер-класс по изготовлению шорских пельменей. В нём можно было не только поучаствовать, но и распробовать приготовленное. По словам Ирины Кискоровой, готовятся пелбены по такому рецепту. Взять ржаную (именно она придаёт пельменям темноватый цвет) и пшеничную муку приблизительно по полкило, один стакан воды, одно яйцо, замесить пресное тесто. Для фарша понадобится рубленое мясо (конина, говядина, свинина, сало, в былые времена – дичь по 0,3 кило), лук репчатый (две штуки). Можно добавить обжаренные кедровые орешки. Соль, специи по вкусу. Всё смешать. Из теста сделать тонкие круглые пласты-лепёшки толщиной 0,5 см, диаметром 9–10 см. На середину лепёшки выложить фарш, края соединить и защипать. Варить в течение 10–15 минут. Подавать с бульоном или без. Также к пельменям можно добавить сметану.

По словам Ирины, в мастер-классе участвовали все пришедшие на праздник, а потому и пельменный пир получился горой!


Просмотров статьи: 416