Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Так современно, так по-русски!

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА

Московская Таганка... Кого из любителей театрального искусства не завораживают эти два слова? Тем более если «Содружество актёров Таганки» представляют два актёра, широко известных по телесериалам – Дмитрий Мазуров и Александр Аноприков! Да ещё в спектакле, поставленном по произведениям нашего земляка Евгения Гришковца, которого в последнее время в аннотациях и афишах вполне заслуженно принято называть гениальным! И потому не удивительно, что зал ДК «Алюминщик» на показе «Сатисфакции», лучшего спектакля по итогам VIII фестиваля «Московская обочина», был заполнен зрителями.

Тандем писателя и режиссёра

Надо отметить, что одноимённая пьеса Евгения Гришковца создана в соавторстве с Анной Матисон (к слову, нынешней женой известного актёра Сергея Безрукова). В 2011 году по пьесе был даже поставлен фильм. Однако иные критики отдали предпочтение всё-таки спектаклю как наиболее целостному литературному произведению. Рецензенты отмечали, что фильм проигрывал театральной постановке обилием исступлённых, почти истеричных сцен, совершенно ненужных для понимания основной идеи.

Режиссёр театральной постановки – Николай Коробов, кино- и театральный актёр. Более 15 лет он играл на сцене рижского театра и за это время был неоднократно номинирован на престижные латвийские премии. О нём отзываются как об удивительно талантливом актёре, который «весь свой опыт, будучи уже в роли режиссёра, вкладывает в драматические спектакли». («Сатисфакция» – второй спектакль, поставленный Николаем Коробовым, до этого был «Однорукий из Спокана»). При этом в своей интерпретации «Сатисфакции», а в основе пьесы, в которой есть и предательство, и подлость, и ревность, и страсть, и ненависть, лежит реальная история двух друзей, Коробов рассказывает собственную историю. Как сказано в аннотации к спектаклю, нет такого зрителя, который не нашёл бы в постановке моментов, перекликающихся с его жизнью. И судя по зрительской реакции, таких моментов в спектакле действительно было много. Как отзывается сам Николай Коробов о своей постановке, для мужчин «Сатисфакция» – это настоящий поединок двух стальных воль, для женщин – возможность побывать в мужском мире и лучше понять свою сильную половину.

Сюжет «Сатисфакции» согласно замысловатым, интригующим и в тоже время простым и понятным широкой публике произведениям Евгения Гришковца одновременно и прост, и закручен. До конца спектакля, до самых его финишных аккордов действие на сцене не отпускает внимание зрителей. «Гришковец – это такой человек, о пьесах которого писать на самом деле очень трудно, хотя смотреть всё очень легко! Потому что его пьесы обо всём», – говорят критики о творчестве бывшего кузбассовца.

Ну а когда за постановку произведений одного «гениального сочинителя» берётся другой «удивительно талантливый» актёр и режиссёр (и в этих определениях, между прочим, нет никакой иронии), то и постановка получается выше всяких похвал. При таком тандеме в пьесе может уместиться множество самых разных тем: воспоминаний из детства и юности, монологов, произнесённых на полном надрыве, и отличных искромётных скетч-шуток. Такие постановки, как «Сатисфакция» смотрятся на одном дыхании, потому что в главных героях зритель видит самого себя. Всё в театральном действе для него становится узнаваемым и близким, словно оно, как старое, тёплое бабушкино одеяло сшито из маленьких и ярких ситцевых отрезков – диалогов, ситуаций, обрывков воспоминаний.

У барьера – любовь и ненависть

Сюжет театральной постановки с участием Дмитрия Мазурова и Александра Аноприкова вроде бы прост, но рассказан с такой искренностью, с такой щемящей душу откровенностью! Двое харизматичных мужчин – не только друзей, но и коллег (начальник и сотрудник, ниже стоящий по рангу) оказываются соперниками. Жена начальника изменила ему с сотрудником низкого пошиба. В пушкинские времена такая ситуация была бы поводом для дуэли – для сатисфакции. Попранная честь одного должна быть восстановлена за счёт унижения другого! И потому соперник по имени Дмитрий (Дмитрий Мазуров), с которым изменила прекрасная половина амбициозного начальника, как это происходило в былые времена, вызывается к барьеру. Однако дуэль должна пройти в современной интерпретации и чисто по-русски. Оружием должен стать крепкий алкоголь, который следует только выпивать (о закуске не может быть и речи).

Обманутый муж Александр (Александр Аноприков) выставил для дуэли не просто какую-то одиночную стеклянную тару, наполненную искрящимся винным напитком, а целую батарею бутылок. Проходить сатисфакция должна по намеченному им сценарию с предложением самых разных тем для обсуждения. Темы назначены самые разные: мороженное (с чего бы! только с больной головы), дружба, дети, одиночество (куда понятнее!). И во время этого сурового мужского диалога следовало согласно условиям дуэли пить, пить и пить. До последней капли. Пока кто-нибудь из дуэлянтов не свалится в беспамятстве, поверженный зелёным змием.

Победителю достаётся Она – та самая, ради которой и затевался этот поединок. Если победит коварный Дмитрий, посмевший обласкать жену начальника, то ему кроме того достаётся и выставленный обманутым мужем приз – сумка с огромным количеством денег, на которые он может и содержать привыкшую жить в роскоши неверную жену шефа. Более того, эта неприглядная в глазах мужа пара драповых должна уехать из города – с глаз долой, из сердца вон! Если соперник шефа проиграет, то он всё равно должен уехать из города. Но уже, понятное дело, без красавицы шефской жены и без денежной, выставленной на кон суммы.

Так и началась эта интригующая зрительный зал дуэль двух соперников – обиженного и разозлённого изменой жены «человека высокого полёта» и того, кто ничего из себя не представляет в мире бизнеса, одного из тех, кого называют офисным планктоном («И что она в нём нашла?!»). Дуэль двух образов жизни, двух противоположных позиций, одной дружбы с одной женщиной на двоих.

«Ты меня уважаешь?»

Актёры, держа зал в напряжении и в то же время заставляя его покатываться от смеха, привносили в спектакль, который шёл без антракта в течение полутора часов, ощущение некоей безбашенности и одновременно грусти и даже некоторого отчаяния. На глазах зрителей проистекала жизнь, так похожая на их жизнь – как в небольшом, рождающемся спонтанно трёхстишии-хокку: «Падающий снег засыпал берег реки, На который прихожу, чтобы увидеть медленное течение вод. Так проистекает и моя жизнь». Некое житейское недоразумение: когда, несмотря на внешние признаки того, что жизнь удалась, порой в глубине души живёт какое-то горькое ностальгическое чувство по ушедшей молодости, по упущенным возможностям стать по-настоящему счастливым.

Дмитрий Мазуров и Александр Аноприков настолько схоже, настолько талантливо изображали постепенное опьянение горячительными напитками, что иной раз казалось, что они и впрямь напиваются! Иной раз кто-то из них с трудом пытался сесть на ускользающий из-под него стул, запинался, падал. Зрителям, глядя на шатающихся и приближающимся к краю сцены актёров «подшофе», становилось не по себе: а вдруг упадут! И с каждым выпитым стаканом на дуэлянтов снисходило откровение. То самое, когда можно высказать в лицо якобы другу всё, что о нём думаешь. Как высказал наболевшее опьяневший после нескольких алкогольных доз Дмитрий о запертой в золотой клетке жене своего шефа: «Но ты ведь всю жизнь ломаешь людей! Ломаешь через колено! Ты и ей сломал жизнь! Осыпал её с ног до головы золотом, бриллиантами. И что?! Ты выдернул её из настоящей жизни, в которой она могла бы работать в музыкальной школе. Или библиотекарем…». После чего сидевшая рядом моя хорошая знакомая библиотекарь одной из городских музыкальных школ, иронично хмыкнула, а зал на этот возмущённый словесный выпад Дмитрия в очередной раз разразился смехом. Как говорится, у каждого своё понятие о счастье…

И за всем этим эмоциональным, казалось бы лёгким театральным флёром, за всеми этими зажигательными танцами (какие коленца актёры выделывали под популярную музыку своей, нашей молодости!), за этими пьяненькими почти клоунскими кульбитами стояли, проявляясь постепенно и чётко – с каждым словом, с каждым действием, с каждым монологом – такие понятия, как «дружба», «любовь», «одиночество».

Дмитрий в этом поединке оказался побеждённым: он вырубился после очередной стопки алкоголя. «Вот пуля просвистела и – ага!» Но и Александр не чувствовал себя победителем. Он вдруг ощутил яркое чувство ностальгии по тому времени, когда было бедно, но просто, когда в его жизни была настоящая любовь, было счастливо и весело. Тогда, «на заре жизни»… И весь этот монолог сопровождается спроецированными на большой экран снимками актёра из его детства и юности. Смешно и грустно. Драма и комедия. Всё-таки недаром эту постановку в афишах называют «спектаклем-драмедией».

Фото из архива «Содружество актёров Таганки»


Просмотров статьи: 322