Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Хочу иметь дело с хорошей драматургией»

// Автор: Александр ШПРИНГЕР
// Фото: Мария КОРЯГА

Сегодня новокузнецкая Драма открывает 89-й театральный сезон. Вечером зрители увидят премьеру спектакля «Палачи» по одноимённой пьесе знаменитого британского драматурга ирландского происхождения Мартина МакДонаха.

Накануне премьеры мы встретились с главным режиссёром театра Ярославом Рахманиным. Разговор получился интересным – в первую очередь о премьерном спектакле, но не только…

– В одном из своих интервью вы сказали: есть режиссёры, которые работают на ненависти к тексту, вам проще текст любить. За что вы полюбили этот текст Мартина МакДонаха?

– МакДонах мне нравится как художник, как драматург, как режиссёр. И я не первый раз уже его ставлю [в 2017 году в Театре драмы Кузбасса был поставлен спектакль «Калека с острова Инишмаан» – прим. автора]. Он очень хорошо выписывает отдельные человеческие судьбы. В его пьесах играть можно даже тех, кто ни разу не появляется на сцене. Даже там заложены и судьба, и конфликт – то, с чем интересно разбираться.

Также мне очень нравится сам текст, чувство юмора, сюжетные повороты, то, как он обращается со мной как с читателем. Интересно, как у него размываются границы добра и зла.

Эта пьеса, как мне кажется, настолько хорошо написана, что её главное – не испортить. Не нужно ничего особо допридумывать, усовершенствовать, менять структуру. Нужно хорошо вникнуть, разобраться и потом это всё сыграть.

Плюс ко всему, несмотря на некоторую мрачность пьесы, из этой мрачности в конечном счёте вырастает определенная гуманистическая идея.

– В прошлом году вы не раз подчеркивали, что работа над «Лолитой» была очень непростой. Ставить «Палачей» было проще или сложнее?

– Сколько бы я ни выпускал спектаклей, ни разу у меня не было, чтобы всё шло по плану.

Если сложности, связанные с «Лолитой», умножить на тысячу, тогда у нас получатся те сложности, которые мы испытали при постановке этой пьесы. Пьеса очень глубокая, очень многослойная, в ней пришлось кропотливо разбираться, чтобы дойти до сути.

Работали мы над спектаклем долго, и на него было затрачено очень много сил – не только труппы, но и цехов, различных служб. Читать пьесу начали ещё в конце прошлого сезона, месяц-полтора читали, сейчас ещё полтора месяца работаем – в итоге около трёх. Некоторые знакомые режиссёры говорили мне, что на эту пьесу я заложил ещё мало времени.

Здесь есть персонажи с более понятными проблемами, а есть те, с которыми мы очень долго сидели и пытались разобраться – что это за человек и откуда он взялся.

Очень сложно было с первой сценой, сценой казни, потому что сразу требовалось задать очень высокий градус напряжения. Фактически это единственная сцена героя Хеннесси, но он потом проходит незримо через весь спектакль, раз за разом всплывая во время разговоров.

Помимо всего прочего, мы с художником очень усложнили себе жизнь, предложив, скажем так, реалистическую модель театра. Бар у нас – это настоящий бар, мебель – это мебель, посуда – это посуда.

Мне кажется, что эпоха формального театра уже давно закончилась. Возможно, к нему когда-нибудь ещё вернутся, но в нашем случае метафоричность рождается из реалистических подробностей, вырастает из более тонких вещей.

– Насколько сложно нашим артистам было попасть в образы МакДонаха?

– Процесс пока ещё идёт. Я не могу сказать, что всё шикарно, и мы можем ничего уже не делать. Кто-то быстрее это осваивает, кто-то чуть медленнее. Кому-то проще броситься в природу чувств и мир автора, кому-то чуть сложнее.

Когда я ещё только задумал ставить «Палачей» я уже примерно представлял, кто из артистов какие роли сыграет. При этом к распределению ролей на эту пьесу я подходил довольно скрупулёзно, и, надеюсь, здесь мы не ошиблись.

– Все трудности успешно преодолены?

– Работа ещё не завершена и до финала нашего спектакля пока очень далеко. Даже после того, как спектакль выйдет, и будет сыграна премьера, он должен будет в течение какого-то времени ещё набирать смыслы, наполняться новыми подробностями. Это будет ещё не вполне законченный вариант, и когда этот процесс закончится, я сегодня сказать не могу. Мне кажется, что если он закончится, спектакль можно будет списывать.

– Как вы считаете, насколько понятным будет этот спектакль для новокузнецкого зрителя? Сможет ли в сознании нашего современного человека стать актуальной история времён старой доброй Англии 1960-х? Есть ли в этой пьесе что-то, что выводит её за пределы конкретного времени и пространства?

– В хорошей драматургии всегда есть то, что выводит её за пределы своего времени. Почему классика называется классикой? Потому что она всегда современна. Если те проблемы, которые там ставились, не находят отклика сейчас, тогда нечего и брать этот материал.

«Палачи» рассказывают об Англии 1960-х, но написана пьеса относительно недавно, и это вызывает ощущение, что она сейчас необходима. Лично я почувствовал, что мне сейчас хочется поговорить на эту тему. Поговорить на темы насилия, правосудия, смертной казни. Разобраться, как формируются ненависть, агрессия, насилие. Это всё актуально и сегодня.

Я ставлю вопросы, которые должны найти какой-то отклик в зрителе. Мы всегда держим в уме зрителя, который будет смотреть этот спектакль. При первом просмотре у него может сложиться одно мнение, при втором-третьем – другое.

Конечно, всегда есть риск, что зритель может не понять. А может и наоборот – все боятся, что зритель не поймёт, а зритель воспринимает нормально.

Мне кажется, что если спектакль сделан верно, хорошо выдержан, артисты играют хорошо, декорации сделаны качественно – такой спектакль обязательно найдёт своего зрителя.

– Уже почти год вы работаете в новокузнецком драмтеатре. Первые впечатления от театра – сохранились, укрепились или изменились со временем?

– Восприятие, конечно, меняется, причём постоянно.

В каждом театре есть сильные и слабые стороны. Я понимаю все сильные места нашего театра, понимаю сильные места труппы, и пытаюсь на них сконцентрироваться и ещё больше развить.

– Что можно было бы сказать о вас как о режиссёре? Есть ли какие-то личные творческие предпочтения? Какой спектакль вы бы с удовольствием взялись ставить, а о каком даже не стали бы думать?

– Прежде всего, я хочу иметь дело с хорошей драматургией, с хорошим текстом, где есть хорошие возможности работы с артистами и есть что исследовать. Мне хочется иметь дело с тем материалом, который во мне откликается – эмоционально, рационально, наводит меня на какие-то размышления.

Как правило, это такая драматургия, которая зрителю может показаться тяжёлой. Если и есть юмор, то он встроен в какую-то более драматическую канву.

Особых табу у меня нет. Но я никогда не возьмусь ставить тот материал, который лично мне не близок, даже если сам по себе он будет шикарный.

– Можете ли вы рассказать, что нам ждать в новом сезоне после «Палачей»?

– В этом сезоне ещё планируется мой новый спектакль на малой сцене, потом у нас будет новогодний проект для всей семьи, затем приедет ставить спектакль по пьесе Шекспира Петр Юрьевич Шерешевский, которого новокузнецкий зритель знает уже достаточно хорошо.

 


Справка:

Ярослав Рахманин

Родился 12 августа 1986 года в Кемерове. В 2016 году окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (курс В.М. Фильштинского).
Ставил спектакли в Калуге, Липецке, Мирном, Абакане, Самаре, Краснодаре.
Обладатель премии «Курляндский лист».
С марта 2020 года является главным режиссёром Новокузнецкого драматического театра.


Просмотров статьи: 397