Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Маленький охотник

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Марии КОРЯГА

В одном из прошедших номеров нашей газеты, рассказывая о школьниках-исследователях, мы задавались многими вопросами, в том числе и такими: в каком возрасте можно начинать научные изыскания, способны ли наши дети вести их с перспективой, определяя не только свою личную судьбу, но и будущее нашей страны? Какие разработки, в каких сферах научной и социальной жизни интересуют наше подрастающее поколение? К чему проявляют наши школьники интерес с самого раннего возраста?

Научно-исследовательские конференции разных уровней и рангов, в том числе и международного, прошедшие в нашем городе, доказали, что новокузнецкие школьники – талантливые ребята, которые могут вести научно-исследовательские изыскания. Этому во многом способствует Кузбасская школьная академия наук, учреждённая в нынешнем году на базе традиционной областной научно-исследовательской конференции и постоянное место дислокации которой – Дворец творчества детей и юношества имени Н.К. Крупской.

Не только исследователи

Напомним: цель академии – развивать у школьников интерес к учебным предметам; творческий потенциал и навыки самостоятельной работы; мотивировать учеников образовательных учреждений на участие в исследовательской и проектной деятельности, тем самым выявлять творчески одарённых детей, способных заниматься исследованиями в различных сферах науки. Но и это не всё. Кузбасская школьная академия наук призвана содействовать обмену опытом между педагогами, родителями, преподавателями организаций высшего и среднего профессионального образования, а также сотрудниками государственных и общественных организаций – всех, кто принимает участие в сопровождении исследований, которые проводят ученики лицеев и школ. И высокие места, занимаемые их воспитанниками, их учениками на конференциях и олимпиадах, в том числе и международных – показатель того уровня, который может предоставить нашим юным горожанам городское образование.

Более того, в процессе деятельности академии выяснилось, что пытливый ум и природная любознательность новокузнецких школьников способны порой творить чудеса. В академии, к примеру, не удивляет появление на конференциях не только маленьких исследователей, но и изобретателей. Таких, как Александр Табаргин, четвероклассник лицея №35 им. А.И. Герлингер. Саша в домашних условиях изобрёл и разработал миниатюрную модель пылесоса, которую назвал маленький охотник за пылью. Создал он его из картона, пластиковой бутылки, монтажного провода, пальчиковых батареек, клемм и держателя.

Эксперименты в домашних условиях

Началось всё с того, что сломался системный блок домашнего компьютера. В сервисном центре, куда Табаргины принесли свой комп, им пояснили: чтобы предотвратить подобные неприятности, следует чистить блок хотя бы раз в три месяца. Следующая чистка прошла в домашних условиях – с помощью кисточки для красок. Но подобная процедура оказалась долгой и неудобной. Папа Саши Дмитрий Юрьевич задумался уже было над тем, чтобы устраивать эти очистительные процедуры для компьютера с помощью обычного пылесоса, но вовремя отказался от применения этого мощного бытового прибора: пылепоглащающий агрегат мог повредить какую-нибудь мелкую деталь или микросхему в блоке. Эти попытки родителей натолкнули в свою очередь сына Сашу на мысль о создании миниатюрного пылесоса, включатель которого присоединялся бы к монтажному проводу и пальчиковым батарейкам, что служат в качестве аккумулятора. К этой миниатюрной конструкции юный изобретатель добавил фильтр из бинта. И «маленький охотник за пылью» заработал! После нескольких проведённых экспериментов в семье Табаргиных убедились, что изобретение аккуратно и с немалой силой втягивает не только пыль, но мелкую стружку, крошки и клочки бумаги. Чем не преминула во время домашней уборки воспользоваться мама Саши. «Если немного этого «охотника» усовершенствовать, то изобретение сына можно запускать в производство», – утверждает Ольга Николаевна, проверив изобретение сына на собственном опыте. Да и сын теперь может содержать своё рабочее место в чистоте и порядке. И в этом ему с удовольствием помогает семилетняя сестрёнка Аня. Девочка к увлечению старшего брата стала проявлять интерес к его изобретательским придумкам. В семье думают, что и Анюта, подражая Александру в творческом деле, может однажды пойти по его стопам.

Спорт в этом деле – не помеха

Надо сказать, что в голове пытливого четвероклассника Саши Табаргина постоянно рождаются какие-то изобретательские идеи, которые могли бы иметь и уже имеют практическое применение. И чтобы воплотить в жизнь свои самоделки, как называют в семье творения Сашиных рук, он постоянно занимается с набором под названием «Знаток». (Его для любознательных мальчишек можно приобрести в магазинах). У этого набора типа «Лего» есть одно определённое достоинство: в нём содержится множество готовых деталей. «Мне всё это нужно, мне всё это пригодится, потому что в будущем я хочу быть инженером. И самый любимый школьный предмет у меня – математика», – говорит не по годам серьёзный Александр, которому наука сложения и вычитания помогает мыслить объёмно, но рассчитывать свои проекты и разработки конкретно – в цифрах.

Пылесос – не первое изобретение Саши Табаргина. С помощью видеоуроков мальчик создал аппарат для выдачи конфет. Нажимаешь на кнопки, и он выдаёт необходимое количество сладостей. Создал юный изобретатель и сейф для хранения и выдачи денег, схему которого также придумал сам. Причём сейф у него получился самых разных видов, из самых разных модулей.

Лицеист Саша Табаргин как представитель современного поколения, увлекается не только изобретательством. Он любит рисовать, обожает футбол, во время которого не только предпочитает болеть за ту или иную команду, но и сам погонять мяч по футбольному полю. Для этого посещает спортивную секцию. В последнее время ходит на занятия по робототехнике в детско-юношеский технический центр «Меридиан». На занятия, которые ведёт известный в сфере робототехники преподаватель Константин Смагин.

Кто-то из великих педагогов сказал: «Хотите вырастить из ребёнка человека, чья жизнь была бы наполнена смыслом и интересными делами? Так поддерживайте в нём с младых лет эту неиссякаемую любознательность и пытливость ума, которые свойственны всем детям! Пропустите этот момент, и в жизнь вашего сына или дочки может вторгнуться чувство скуки и пустоты, которое, словно ржа, может разъедать впоследствии всё их существование». Думается, что четверокласснику Саше Табаргину это ржавое, лишённое смысла существование в большой, взрослой его жизни не грозит.


Просмотров статьи: 486