Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Время. События. Люди

Газета «Новокузнецк», выпуск №17 (1118)  //  Рубрика: К 300-летию Кузбасса

// Автор: Анастасия ЗЯБЛИЦКАЯ

Что мы знаем о себе, о городе, о Кузбассе и его «родословной»? Какие перспективы развития для родного Новокузнецка можно просмотреть, изучая его историю, и на чём делать акценты при передаче этих знаний новому поколению? Какими методами прививать молодёжи любовь к краю, в котором она живёт? На эти и другие вопросы отвечали участники традиционных краеведческих «Конюховских чтений», которые прошли в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и социальной сферы.

В работе конференции, посвящённой 300-летию Кузбасса, приняли участие 98 человек. Среди них – представители научных и педагогических сообществ, органов управления образованием разных уровней, общественных организаций, приверженцы музейно-педагогической и краеведческой деятельности из Новокузнецка, Кемерово, Киселёвска, Таштагола, Осинников.

Тематические направления работы конференции были обширны и разнообразны: историческое наследие и экология родного края, его летопись, земляки, краеведение в образовательном пространстве, музеи образовательных организаций и другие отраслевые музеи.

В шести секциях «Конюховских чтений» были заслушаны 68 докладов и выступлений. Здесь обсуждались проблемы, связанные с ролью и местом личности в истории малой родины и её вкладом в краеведение, организационными формами и видами краеведения, ролью образовательных организаций и музеев в краеведческой работе со школьниками и воспитанниками детских учреждений, рассмотрением музеев как хранилищ историко-культурного наследия. В частности, в секции по теме об историческом наследии рассматривались вопросы о так называемом мемориальном краеведении, изучении военной истории, поиске и увековечивании памяти воинов-земляков. На заседании по темам, касающимся культурной памяти, рассказывалось о фиксации событий культурной и духовной жизни, литературном, художественном и православном краеведении, о топонимике. Прозвучали темы о природных памятниках, природоохранной деятельности и экологии человека. Немало докладов было посвящено истории детского движения, народного образования, спорта, социальной защиты и медицинских учреждений. Выступавшие на «Чтениях» поделились опытом реализации социального проекта «Дошколятам о Кузбассе». Дали советы по формированию представления младших школьников об особо охраняемых территориях Кемеровской области на примере заповедника «Кузнецкий Алатау». Осветили экологические проблемы реки Абы на территории Куйбышевского района. И показали Новокузнецк глазами молодёжи: что думают молодые жители о настоящем и будущем города. На «Чтениях» также прошли презентации множества методических и дидактических пособий на различную тематику.

Одним из лучших – вызвавших большой интерес среди участников «Конюховских чтений» – назван доклад Натальи Иващенко, заведующей библиотекой ДШИ №48. В секции «Культурно-историческое наследие Кузбасса» она рассказала об истории Сталинской музыкальной школы в годы её становления.

Как известно, в 1936 году для строительства Кузнецкого металлургического комбината на Кузнецкстрой со всех уголков страны съехалось около 75 тысяч рабочих. В городе к этому времени уже были открыты городской театр, краеведческий музей, центральная городская библиотека. И в этот же год сформировались все предпосылки для создания в Сталинске музыкальной школы с профессиональным начальным обучением. Тем более что в это время в Детском Доме культуры и в городских клубах функционировали любительские музыкальные кружки. 5 июля 1936 года Пленум совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов принимает решение об открытии музыкальной школы. С этой даты начинается отчёт истории первой музыкальной школы в Кузбассе. Становление её неразрывно связано со строительством, развитием, культурой и историей города и области.

Первые педагоги-энтузиасты, услышав о Кузнецкстрое, приехали в молодой, строящийся город на Томи из разных уголков страны. Они привезли с собой знания лучших музыкальных учреждений. Проявляли педагогическое мастерство в воспитании музыкально одарённых учеников. Увлечённые любимым делом, умело помогали детям развивать природные способности – слух, тонкое музыкальное восприятие, ритм, память. Не хватало музыкальных инструментов. Не было нотной бумаги (расчерчивали нотными линейками обычные тетради, учебники переписывали от руки), но было большое желание учиться. И учить. Преподаватели воспитывали в своих учениках стремление к выразительности исполнения, к пониманию общей идеи музыкального произведения, чуткость к его художественной правде. Поначалу обучали 76 человек. Через год уже на всех трёх курсах музыкальной школы обучалось 110 детей.

– По данному вопросу в архиве школы имелось мало информации. Некоторые факты не совпадали по датам или носили приблизительное описание. Упущены некоторые значимые события истории о преподавателях-фронтовиках. События первых лет истории школы восстанавливались в основном по газетным публикациям и запросам в архивы. Дело непростое, однако я не отступала. Исследование было необходимо, чтобы сохранить и передать молодому поколению культурную и историческую память, передать правдивое, основанное на подлинных фактах исследование о музыкальной школе и первых преподавателях-энтузиастах, заложивших основы музыкальной педагогики Новокузнецка и Кузбасса, – отмечает Наталья Никоноровна.

Для этого ей потребовалось собрать материал из имеющихся исторических источников, изучить найденные исторические факты и артефакты, выстроить логическую схему выводов. Кроме того, изучить и проанализировать номера периодических изданий, провести опрос бывших учеников и родственников первых преподавателей, ветеранов школы, сделать запросы в архивы разных организаций, провести поиск информации через соцсети, после чего всё найденное и записанное со слов обобщить в этом по-настоящему научном интересном исследовании.

Кроме того, в рамках конференции из библиотечных фондов была организована книжная выставка краеведческой литературы «Родина. Кузбасс. Время. События. Люди». Из коллекции музея игрушки детского сада №244 и личных коллекций была представлена экспозиция «Волшебный мир игрушек». На мастер-классах участники «Чтений» учились создавать обереговые куклы и первоцветы из атласных лент.

Многие доклады конференции по той или иной тематике получат продолжение в поисках новых дополнительных фактов и событий. Как получит продолжение история Кузбасса и после его юбилейного 300-летия.

Фото из архива конференции «Конюховские чтения»


Просмотров статьи: 497