Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Блокада прорвана! Мы живы!»

// Автор: Анастасия ЗЯБЛИЦКАЯ
// Фото: Марии КОРЯГА

Вчера наша страна отметила 77-ю годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны: 27 января 1944 года город на Неве салютовал залпами из 324 орудий в честь полной ликвидации вражеской блокады – разгрома немцев под Ленинградом.

В Новокузнецке к этой дате приурочено большое количество мероприятий. До конца февраля в городе будут проводиться различные акции просветительского характера – лекции, уроки памяти, онлайн-встречи и трансляции, выставки и многое другое. Началось же всё с Всероссийской акции памяти – вручения её участникам открыток и символического кусочка «блокадного» хлеба. В ДК «Строитель» открылась организованная Новокузнецким историко-техническим клубом стендового моделизма «Легион» выставка «Подвигу Ленинграда посвящается…», в детской школе искусств №55 поздравили шестерых участников блокады. Встреча с бывшими блокадниками прошла и в лицее №27. Художественный фильм на тему блокады «Жила-была девочка» режиссёра Виктора Эйсмона для учащихся школ Кузнецкого района был продемонстрирован во Дворце культуры «Алюминщик».

В Санкт-Петербурге в ознаменование этой даты был произведён полуденный выстрел с Нарышкина бастиона и зажжены факелы на Ростральных колоннах. Прошла официальная торжественно-траурная церемония возложения венков и цветов на Пискарёвском мемориальном кладбище. Общие потери Ленинградского (Северного) и Волховского фронтов убитыми, раненными и пропавшими без вести за всё время битвы за Ленинград – с июля 1941 по август 1944 года – составили более миллиона человек; до полутора миллиона – потери мирного населения героического города. На одном лишь Пискарёвском кладбище захоронено более 500 тысяч его жителей – и детей, и взрослых, умерших от голода. Точное число жертв историки не могут назвать до сих пор.

Как известно, спустя много лет даже немецкие специалисты по истории признали, что фактически блокада Ленинграда была геноцидом, уничтожением тех, кто в городе находился.

Ленинградцы следили за развитием событий с первых дней войны, пытаясь предугадать судьбу родного города. Битва за Ленинград началась 10 июля 1941 года, когда гитлеровские войска перешли тогдашнюю границу Ленинградской области. Восьмого сентября, когда город был подвергнут массированному артобстрелу, большинство горожан догадались о том, что враг рядом и трагедии не избежать.

Блокада, длившаяся 900 дней, стала одной из самых страшных страниц Великой Отечественной. В рядах оккупантов, обрушивших всю военную мощь на Ленинград, помимо немецких войск, были и финские, и итальянские подразделения, и даже добровольцы-наёмники из Северной Африки. Ежедневно город на Неве бомбили и обстреливали: фашисты сбросили на Ленинград 107 000 бомб, уничтожили 3 000 зданий. Однако массированному напору фашистской военной машины ленинградцы противопоставили беспримерное мужество, стойкость и героизм. Жители продолжали работать на фабриках и заводах, рыть доты и траншеи, тушить сбрасываемые вражескими самолётами зажигательные бомбы, возводить оборонительные баррикады, которые растянулись на 35 километров. Более полутора миллиона человек были награждены медалями «За оборону Ленинграда».

Об одной из самых страшных трагедий Великой Отечественной войны рассказывают дневники. Страшные будни осаждённого города прозвучали в воспоминаниях его жителей, переживших блокаду. Свидетельствуют о тех трагических днях и рассказы новокузнечан – бывших ленинградцев, которые в детском возрасте пережили все ужасы блокады и которых в годы войны, спасая от голода и бомбёжек, привезли в наш город. В Кузбассе, в том числе в Сталинске в годы Великой Отечественной войны приют нашли около 300 детей, вывезенных из блокадного города.

Как призналась Юлия Васильевна Рязанова, председатель Новокузнецкой общественной организации «Жители блокадного Ленинграда», слово «блокада» у неё по сей день ассоциируется со словом «ад». ««Блокада» звучит, как «блок ада». Настолько тяжелы воспоминания о тех годах моей жизни!» – отмечает она. А ещё блокадные дни у Юлии Васильевны ассоциируются с огромным тёмным пятном, из которого в памяти всплывают отдельные эпизоды, связанные с этим трагическим периодом в её жизни. Тёмным пятном ещё и потому, что с самого начала войны и блокады окна в ленинградских домах были заклеены крест-накрест бумагой, чтобы стёкла при бомбёжке не вылетали. К тому же были наглухо завешаны покрывалами. «От этого в квартире было очень темно, словно в нашем доме стояла круглосуточная ночь. Я помню себя постоянно сидящей в уголке за маленьким детским столиком. Словно зомби от голода и холода, в каком-то сонном состоянии», – вспоминает Юлия Васильевна.

День полного освобождения Ленинграда отмечает и новокузнечанка, бывшая блокадница Наталья Александровна Дьякова. «Из блокадных дней помню такие эпизоды: как только начинался вой сирен и гул фашистских самолётов, налетавших чтобы бомбить город, мама хватала меня на руки, и мы бежали в подвальное бомбоубежище. Бомбёжка стояла страшная. Однажды поутихло, и к нам пришёл наш дядя, мамин брат. Он повёл меня на стрижку в парикмахерскую. Но тишина оказалась обманчивой. Не успели мы выйти из парикмахерской, как налетели фашистские самолёты, и начали бомбить. Я помню, как под взрывами снарядов падали бегущие по улице люди. Нам тогда с дядей повезло. Он как-то ловко сумел со мной на руках уйти от падающих бомб. И мы целыми и невредимыми добрались до дома», – вспоминала однажды в одном из интервью нашей газете Наталья Александровна. Она помнит и такой эпизод: в их дом во время одной из бомбёжек попала бомба, прошив насквозь несколько этажей. И застряла, так и не взорвавшись. Надолго в её детскую память врезались голодные блокадные дни, когда нечего было есть. И жители города не брезговали ни кошками, ни собаками. «Это было очень страшно!» – вспоминает бывшая блокадница.

Из блокадной серии воспоминаний запомнился и такой трогательный эпизод, рассказанный Еленой Фёдоровной Юдаковой, к сожалению, в прошлом году ушедшей из жизни. Однажды, чтобы семье спастись от голода, маме маленькой Елены пришлось за булку хлеба и литр растительного масла продать своего преданного пса по кличке Джонни. Но верная собака всё равно через несколько дней, сбежав от новых хозяев, возвратилась домой. Мало того Джонни как-то нашёл для семьи целый клад – двенадцать буханок хлеба, вырытых в течение трёх дней буквально из-под земли в ближайшем лесочке. Кто-то из развозящих в продовольственной машине продукты закопал их, но чуткий нюх Джонни к бурной радости семьи нашёл их. Дети и мать к тому времени уже опухали от голода. И они, счастливые от продуктовой находки, которую частями приносил в дом преданный пёс, бережно делили найденные горбушки хлеба на маленькие кусочки между каждым членом семьи. Однако спустя несколько дней Джонни исчез. Семье даже не пришлось гадать, что с ним случилось. Было ясно, что верный и добычливый пёс сам стал чьей-то добычей.

– Когда наши войска перешли в наступление, то жить стало совсем невыносимо. И день, и ночь земля дрожала. К обстрелам и мёртвым к тому времени мы уже привыкли. До сих пор весь этот ужас стоит перед глазами. Но в наших душах поселилось и это счастливое понимание происходящего: «Блокада прорвана! Мы живы!» – это уже из воспоминаний бывшей жительницы Ленинграда, а ныне новокузнечанки Анны Алексеевны Ижболдиной.

В послевоенное время почти все страны признали: мир не знал ещё примера мужества и стойкости, подобного тому, что продемонстрировал осаждённый фашистами город, который в течение 900 дней жил, работал, боролся и побеждал.


Просмотров статьи: 488