Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Дистанционное обучение – наше будущее?

Газета «Новокузнецк», выпуск №51 (1099)  //  Рубрика: Профессиональный взгляд

// Автор: Наталья ПОЗДНЯКОВА

Весна 2020 года неожиданным образом встряхнула классическую систему образования. Переход во время пандемии к дистанционным форматам обучения всем дался нелегко. Согласно исследованиям 84% учителей, 73% учеников и 68% родителей испытывали стресс от дистанционного обучения во время карантина. Переход к подобным формам обучения в экстремальном режиме показал отсутствие готовности системы образования к новым формам обучения. Технически продвинутые школы во время пандемии сумели быстро сориентироваться и обеспечить коммуникацию с учениками через применение компьютерных технологий, различных электронных систем обучения. А вот в школах, где отсутствовали такие технические возможности, дистанционное образование приобретало разнообразные комичные формы.

И это уникальная ситуация: живя в информационном обществе, пользуясь гаджетами, искусственным интеллектом и частично онлайн-образованием, общество растерялось в условиях дистанционного обучения! Удивительно, что ещё до пандемии мировой рынок EdTech переживал подъём, и общий объём инвестиций к 2025 году по прогнозам должен был составить около 350 миллиардов долларов. По мнению инвестора Деборы Квазо (GSV Ventures), в новых условиях объём рынка EdTech может достигнуть 1 триллиона долларов. Тогда возникает рациональный вопрос, почему при росте информационных технологий и финансирования онлайн-образования, мы оказались так слабо подготовлены к дистанционным формам обучения?

Дистанционные формы обучения требуют серьезной предварительной подготовки учителя, большей структурированности урока, а также высокой степени самоорганизации ученика и его родителя. Можно предположить, что до пандемии система образования слабо развивала эти направления. Навыки самоорганизации учеников развивались недостаточно. Даже в рамках новых стандартов обучения школа продолжала уделять большее внимание академической программе и её контролю. В первые дни пандемии все участники образовательного процесса ощутили этот дефицит, который так или иначе компенсировался тем, что дома находились родители, что в свою очередь сильно озадачило самих родителей. До пандемии школы недостаточное внимание уделяли собственной технической оснащённости и процессам переобучения педагогов для работы с интернет-технологиями. Работа в дистанционном формате потребовала от учителей довольно высокого уровня подкованности в использовании продуктов Интернета. В первые дни работы с веб-платформами учителя попробовали читать свои стандартные лекции и проводить традиционные уроки. Но тут же они столкнулись с тем, что ученики, отключив свои камеры, как будто выпали из образовательного процесса. Учитель оказался в ситуации «пустого» лекционного зала и был вынужден выйти за рамки традиционной системы работы. Перед всей системой образования встала задача глубокого переосмысления подходов к обучению.

Перейдя к дистанционным форматам обучения, учителя были вынуждены обратиться к стратегическому тайм-менеджменту. Они стали планировать свою работу таким образом, чтобы иметь возможность обучиться самим и продолжать готовиться к новым формам уроков. Педагоги начинают осваивать новые образовательные сервисы и платформы Яндекс-учебник, Учи.ру, E-learning, Zoom. Представители глобальной образовательной платформы VDEMY отмечают, что на первом этапе пандемии резко вырос спрос на курсы по проведению видеоконференций Zoom и управлению виртуальной командой. Педагоги стали записывать видеоуроки и транслировать их на каналах в YouTube, по-новому работать с ресурсами Электронной школы 2:0.

Генеральный директор Corsera Джефф Маджионкальд в интервью журналу «Forbs» рассказал об исследовании «The drivers of quality report», которое показало, что может привлечь студента в онлайн-обучении. По результатам исследования отзывов студентов онлайн-курсов было выяснено, что лекции педагогов должны быть дробными и разбиваться на отрезки в 5–10 минут. Что в сознании российского учителя укладывается с трудом. Учителям необходимо как можно больше внимания уделять проектным, практическим работам или кейс-заданиям, в которых ученик сможет применить полученные на лекциях знания. Мозг человека работает таким образом, что он изначально фиксирует и копирует получаемую информацию, затем её воспринимает и в последнюю очередь готовится к её применению. Ученик лучше запоминает, если применяет материал на практике. Так было и в традиционном обучении, но в дистанционном формате стало возможным использование новых форм организации групповой, проектной и исследовательской работы, которые не всегда были возможны в рамках аудиторий.

Во время карантина ученики с интересом наблюдали трансформацию системы образования. С переходом на дистанционные форматы обучения ряд родителей отметили снижение результативности обучения. Но были и те, кто наоборот отметили рост результативности, связывая это с интересом учеников к новым форматам обучения. Благодаря технологиям ученики смогли углубиться в интересные им темы. Кто-то заинтересовался курсами на международных платформах, которые стали на время бесплатным, например, ресурсы Coursera или платформы «Открытого образования». Качественные дистанционные продукты, предлагаемые в сети, для некоторых учеников стали отличным решением проблемы «плохого учителя».

Сложной задачей остаётся переход на дистанционное обучение младших школьников. Чем младше ребёнок, тем выше его потребность в физическом контакте с одноклассниками и учителем. В то же время многие школьные предметы средней школы тоже требуют живого контакта с предметами изучения, практики и экспериментов (химия, физика, биология), что пока невозможно организовать через онлайн-общение. К сожалению, современные онлайн-технологии не дают возможности ощущения живого присутствия на уроке. Очные занятия дают возможность активного нетворкинга, что сохраняет востребованность школы традиционных форм обучения. Поэтому вопросы сочетания дистанционных и традиционных форм бучения, их соотношение в образовательном процессе остаются открытым для широкого обсуждения.

В эпоху непрерывного обучения, когда человеку приходится работать и параллельно осваивать новые знания, онлайн-обучение серьезно упрощает жизнь. Дистанционные формы обучения идеальны для повышения профессиональной квалификации, освоения новых hard skills и soft skills.

Например, Институт повышения квалификации г. Новокузнецка как муниципальная методическая служба стремиться к созданию условий непрерывного профессионального развития руководящих и педагогических работников. В сложившихся условиях он предлагает разработку индивидуальных образовательных маршрутов педагогических кадров на основе интеграции разнообразных дистанционных и очных форм обучения – новые формы комбинированного обучения (blended lerning), когда классические очные практические, творческие занятия для слушателей будут дополняться лекциями и тестовыми работами в режиме онлайн. Данный формат обучения позволит сократить время на обучение и расширить навыки учителей в направлении освоения дистанционных технологий.

Освоение технологий дистанционного обучения, электронного образования, образовательных программ с использованием искусственного интеллекта есть необходимость и одновременно невероятная возможность для профессионального роста.


Просмотров статьи: 587