Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Подземный диктатор» Кузнецкстроя

// Автор: Александр ШПРИНГЕР

Удивительное дело, но когда речь заходит о Кузнецкстрое, большой и знаменитой стройке, вспоминают не так много имён, как можно и хотелось бы. Бардин, Франкфурт, Казарновский, реже – Кулаков, Филиппов, Заев. Пожалуй, всё, что можно встретить более-менее часто. А ведь такая стройка – это тысячи и даже десятки тысяч рабочих, сотни инженеров, в том числе на руководящих постах.

Более того, Кузнецкстрой – это не только возведение металлургических цехов, это и транспортная сеть, электричество, водопровод и многое другое, без чего металлургическое производство не смогло бы полноценно функционировать. И руководили этими структурами не менее интересные люди, чем те, о ком говорят больше всего. В том числе женщины, которые наравне с мужчинами разделяли тяготы и неустроенность первых лет строительства завода.

В одном из номеров мы рассказывали о «принцессе Турандот Кузнецкстроя» Антонине Пирожковой. Сегодня вспомним не менее выдающегося инженера.

115 лет назад, 18 сентября 1904 года, родилась Голубинцева Тамара Петровна, инженер-строитель, старший инженер проектного отдела Кузнецкстроя, первый инженер по водоснабжению в Сталинске (Новокузнецке).

Родилась в семье медиков в деревне Тины Енисейской губернии. «Так как я желала идти по техническому уклону, в апреле 1921 года поступила на общеобразовательное отделение Томского политехникума имени Тимирязева, – писала Тамара Голубинцева в своей автобиографии. – Весной 1922 года, сдав выпускные экзамены за обе группы и летом самостоятельно изучив высшую часть математики (не входившую в программу общеобразовательного отделения), осенью выдержала приёмные испытания в Сибирский технологический институт, куда и была принята на строительный факультет».

Весной 1929 года с дипломом инженера-строителя Тамара Голубинцева попадает в «Тельбесстрой». Сначала работала в Томске в проектно-конструкторском отделе. В июле 1930-го отдел перевели непосредственно на площадку Кузнецкстроя. Первое время размещались на складе техизделий. Как вспоминала позже Тамара Голубинцева, это было единственное отапливаемое электромашиной помещение, где было очень тесно. Здесь же поначалу находился, в том числе, и кабинет главного инженера Бардина. Как только закончили возводить первый этаж заводоуправления и сделали перекрытие второго этажа, конструкторский отдел перебрался туда.

Условия для работы, по воспоминаниям Тамары Петровны, были непростыми. Во время дождей рабочие столы заливало и их приходилось накрывать клеёнкой. Плохо было и с питанием: «В столовой в течение месяца подавалась вобла утром, вобла днём и вобла вечером, потом я года два не могла смотреть на эту рыбу. Правда, в буфете был шоколад и даже белый хлеб. Соблазнившись этими вкусностями, мы отдавали свои продуктовые карточки уборщице, которая отоваривала их днём в буфете. На обеды в столовой карточек уже не оставалось».

В какой-то момент Григорий Казарновский решил, что одному из работников проектно-конструкторского отдела нужно заняться проектированием коммуникаций. Выбор пал на Тамару Голубинцеву, что и определило всю её дальнейшую жизнь.

Начальник Кузнецкстроя Сергей Франкфурт вспоминал о её работе с большим уважением: «В проектном отделе работала инженер Голубинцева. Ей мы поручили увязку всей подземной сети. Это требовало детального знания проекта завода, всех его частей. Она обнаружила разнообразнейшие технические познания, работала внимательно и кропотливо. Я не помню ни одной сколько-нибудь серьёзной ошибки, допущенной ею. Строители всегда торопили, требовали выдачи эскизов на производство работ. Тамара Петровна спокойно проверяла проекты, проверив, снова проверяла и только после этого давала разрешение на производство работ. Надо было видеть тогда карту площадки, сплошь опутанную густой разноцветной паутиной подземных линий, чтобы понять, какая большая и ответственная работа легла на плечи нашего «подземного диктатора» – инженера Голубинцевой».

Рассказывают, что существовал приказ Бардина, в котором было жёстко установлено: «На заводе не разрешается уложить ни одного погонного метра подземных коммуникаций без разрешения инженера Голубинцевой». Думается, такой приказ очень многое говорит и о личности «хозяйки подземного царства», и о её профессиональных качествах. Сама же Тамара Голубинцева всю жизнь считала себя ученицей Бардина: «Я помню Ивана Павловича с первого дня моей работы на Кузнецкстрое. Поражали его целеустремленность, знание технологического процесса. Это идеал, к которому все инженеры должны стремиться». Неслучайно именно её руководство КМК делегировало на торжественное заседание Академии наук СССР по случаю 70-летия И. П. Бардина, которое состоялось в 1953 году.

Начальником сектора проектного отдела КМК Тамара Петровна Голубинцева, первый инженер Сталинска-Новокузнецка по водоснабжению, проработала аж до 1979 года. Её трудовой путь отмечен орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, несколькими медалями. Уже в 1930-е годы она начала делиться полученным опытом, публикуя свои работы: «Водоснабжение КМЗ», «Водоприёмник КМК», «Описание схемы забора и очистки питьевой воды», «Промзона КМК» и другие.

Выступая в сентябре 1960 года перед строителями Запсиба, нового металлургического гиганта Новокузнецка, Тамара Голубинцева вдохновляла молодых комсомольцев: «Строители – это самая мирная профессия. Я горжусь тем, что всю жизнь посвятила этому делу. Вот у вас сейчас, – обращалась она к молодёжи, – прекрасно обустроен быт. А у нас были дощатые бараки, в первый год даже двери отсутствовали, проёмы завешивали на ночь тряпкой. У меня до сих пор хранится книжка почётного строителя. Эта книжка в числе других льгот давала одно замечательное право – внеочередное посещение бани. Кузнецкстроевцы работали по 12 часов в день, да еще плюс к тому четыре часа сверхурочных обязательных работ: шли на разгрузку или на закладку котлованов. Инженер ты или нет, значения не имело, главное – закрыть прорыв».

Такой она и осталась в памяти тех, кто её знал, – энергичной, целеустремленной, преодолевающей любые трудности. О такой о ней сегодня можно услышать в стенах Научно-технического музея имени И.П. Бардина, где хранятся личные вещи, документы и награды «подземного диктатора Кузнецкстроя».


Просмотров статьи: 940