Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Моногорода впишутся в нацпроекты

// Автор: Елена СМОЛЬНИКОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

В Новокузнецке на минувшей неделе состоялась стратегическая сессия «Моногорода 2024: нацпроекты», которую посетили 250 делегатов из 46 российских моногородов. В её работе приняли участие главы российских моногородов, Губернатор Кузбасса Сергей Цивилёв, Глава Новокузнецка Сергей Кузнецов, гендиректор некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» Ирина Макиева, депутат Госдумы Дмитрий Исламов и другие.

Обсуждались на стратсессии условия вхождения моногородов в новую госпрограмму, которая на этот раз будет плотно привязана к национальным проектам. Рассчитана она на пять лет – с 2020-го по 2024-ый годы. Предыдущая проработала чуть более двух лет и в итоге была признана неэффективной в январе 2019-го. Финансирование моногородов в новой программе увеличено в 4,5 раза – с 2 до 9 процентов от нацпроектов. В кузбасские моногорода за пять лет будет вложено порядка 100 миллиардов рублей. Стоимость всей программы в масштабах страны – 300 миллиардов рублей.

«Формируя новую программу, мы должны идти от запроса моногородов, чтобы все они, в том числе кузбасские, увидели себя в национальных проектах, – обозначила цель Ирина Макиева. – Сегодня на площадке форума мы проработаем десять нацпроектов, расскажем, как максимально включиться в них, чтобы ресурсы дошли до каждого города, и каждый из них почувствовал позитивные изменения».

В ходе стратегической сессии все участники были разделены на группы, каждая из них самостоятельно генерировала предложения для включения в программу поддержки моногородов. Главы городов отмечали проблемы, которые они не могут решить за счёт средств местных бюджетов, вырабатывали алгоритмы действий, фиксировали моменты, требующие особого внимания. Всех интересовали примерно одни и те же проблемы – экология, инфраструктура ЖКХ, здравоохранение, образование, транспорт, городская среда.

Предложения, которые были выработаны в этих группах, войдут в проект новой госпрограммы поддержки моногородов.

Однако все желающие в окончательный вариант программы скорее всего не попадут. Так, уже объявлено, что Новокузнецк, Анжеро-Судженск и Таштагол могут лишиться статуса моногородов из-за того, что их экономика быстро и успешно развивается – открываются предприятия малого и среднего бизнеса, создаются новые рабочие места. И главный критерий для выбывания из моногородов – на их градообразующих предприятиях остаётся менее 20% трудоспособного населения.

Вместе с тем экс-моногорода ни в коей мере не лишаются права на господдержку. Всё, что предусмотрено программой, они получили и пока продолжают получать. Никуда не денется и статус территории опережающего социально-экономического развития, который им в своё время был присвоен – со всеми его льготными налоговыми условиями, упрощёнными административными процедурами и другими привилегиями.

Сергей Цивилёв, Губернатор Кемеровской области отметил: «В Кузбассе 24 моногорода, в которых проживает 2 миллиона человек. Для нас развитие моногородов является приоритетным направлением, а наиболее эффективные в этом плане города – Новокузнецк и Прокопьевск. В Новокузнецке ТОСЭР работает с марта прошлого года, и там уже 32 резидента. Это один из самых лучших результатов в нашей стране среди всех территорий опережающего социально-экономического развития. А когда в декабре прошлого рода Прокопьевск вошел в ТОСЭР, мы сомневались – не получится ли так, что два моногорода, находящихся рядом, будут конкурировать друг с другом. Но нет, моногорода успешно развиваются. У каждого есть свои конкурентные преимущества. В Прокопьевске уже 8 резидентов в ТОСЭРе, 6 на очереди. Сейчас мы активно строим дороги, нужно, чтобы по этим дорогам ходил транспорт. Если два года назад в Кузбассе на первом месте была проблема с дорогами, то сегодня наиболее острой является проблема с транспортом. И надо решать её, потому что инвестиций требуется много, автопарк очень изношен. И мы сегодня в поисках эффективного решения».

Глава Новокузнецка Сергей Кузнецов также сосредоточился на проблеме транспорта. По его словам, в городе необходимо менять транспортную логистику, которая сложилась в 1970-80 годы – пространственное развитие города быстро меняется, а инфраструктура за ним не успевает. Администрация города совместно с проектным институтом на конкурсной основе разработали документы транспортного планирования, где полностью пересмотрели неактуальные направления, убрали дублирующие маршруты и добавили транспорт туда, где его не хватало, а также ввели маршруты для работающих в ночную смену. На более серьёзные инфраструктурные изменения средств в бюджете нет.

Ещё одна серьёзная проблема – практически стопроцентная изношенность подвижного состава. В следующем году плачевное состояние муниципального автопарка может сыграть на руку частникам, и все муниципальные и социальные заказы уйдут им. Если подобное произойдёт – муниципальный транспорт, которым пользуются главным образом льготные категории населения, вообще исчезнет с улиц города.

На замену техники Новокузнецку нужно как минимум 5 миллиардов рублей. «Надеемся на средства, которые заложены на транспорт по программе «Чистый воздух», – изложил план спасения муниципального транспорта Сергей Кузнецов. – Кроме того, мы ведём переговоры с инвестором, который готов вложить 2 миллиарда собственных денег, плюс определённые средства через компанию «ВЭБ-лизинг», чтобы профинансировать сделку по покупке новых автобусов. Они нам сейчас уже нужны».

Не так-то просто, оказывается, инфраструктурные проекты в моногородах реализовывать. Депутат Госдумы Дмитрий Исламов рассказал, что на такие проекты бывает нелегко найти деньги: «Мы, конечно, пытаемся, чтобы всё совпало – и социальная инфраструктура, и инвесторы. Во многих наших городах инфраструктура, построенная для инвестпроектов, по сути, используется и для развития города. Это и Шерегеш, и Анжеро-Судженск, и Юрга, и часть дороги Ленинск-Кузнецкий – Кемерово, и Прокопьевск. Но есть территории, где инфраструктура очень дорогая, и сложно найти соразмерный инвестиционный проект, действуя в рамках фонда развития моногородов. Поэтому мы будем обращаться к законодательной власти и к Правительству о необходимости увеличения средств на инфраструктуру городов».


Просмотров статьи: 706