Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Дневник прадеда

Газета «Новокузнецк», выпуск №7 (1004)  //  Рубрика: Навстречу 300-летию Кузбасса

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА

В филиале Новокузнецкого краеведческого музея в Кузнецком районе прошёл ежегодный городской конкурс юных краеведов «Конюховские чтения», в этом году посвящённый приближающемуся юбилею Кузбасса. Работы были представлены по нескольким темам: «Кузбасс – мой край родной», «Актуальные вопросы истории города», «История моей семьи», «Улица моего детства», «Новокузнецк: его прошлое и настоящее», «Люди-легенды города» и другим. Всего на конкурс поступило 40 работ из 19 образовательных учреждений. Наиболее интересные из них – семейные хроники.

И не случайно. Ведь история Новокузнецка, по мнению юных участников «Чтений», тесно связана не только с промышленным потенциалом города, но и в значительной степени с конкретными людьми. И очень важно, чтобы в истории Новокузнецка и в памяти горожан остались имена наших земляков-кузбассовцев. Потому что боевые и трудовые подвиги наших дедов и отцов бессмертны. Они живут в нашей памяти, становятся для нас символами мужества, преданности и героизма.

О своём прадеде, участнике Великой Отечественной войны Николае Нефёдове, рассказал Владислав Пирятинский, девятиклассник лицея №27 имени И.Д. Смолькина. В марте 1943-го Николая Ивановича призвали в армию. В Нижнем Тагиле, куда молодые танкисты прибыли после учёбы, они получили новые Т-34 и сразу же отправились на 2-й Украинский фронт, в 22-ю танковую бригаду. Особый след в воспоминаниях Николая Ивановича, прадеда Владислава, оставила Яссо-Кишинёвская операция, куда их, необстрелянных танкистов, бросили на прорыв. Эти боевые действия Николай Иванович так описал в своих воспоминаниях, адресованных внукам и правнукам: «…Немцы стояли насмерть. Хотя их столько лежало убитыми на земле, что нашему Т-34 негде было пройти. Но у нас был приказ наступать: «Вперёд, и только вперёд!» И наши танки шли по трупам. Помню, как мне, молодому танкисту, от этого было больно в душе, так не по себе… «Ведь это же люди, хоть и мёртвые!» – думал я. Тогда к нам пришло осознание, что война – это очень страшно. Сколько ребят погибало у нас на глазах, сколько танков сгорело! Я тогда в один момент стал взрослым…» Вскоре после этого сражения им вновь дали приказ наступать. Идти пришлось ночью, через лес и самый тяжёлый для танков участок. Только дошли до немецкого расположения, как поступил очередной приказ: «Прекратить операцию!» Пока танковая колонна перестраивалась, врагам в этой суматохе удалось всего за десять минут поджечь 20 машин. Лишь потом узнали, что это были власовцы, которые жгли наших танкистов фауст-снарядами. «Мне тогда повезло. Ведь нашему экипажу достался крайний участок, и потому мы видели эту страшную картину со стороны. Убитых и раненых удалось подобрать только утром», – пишет Николай Иванович в своих воспоминаниях.

Едва оповестили о Победе, как танкистам сообщили о предстоящей переброске их на Дальний Восток. Предстояло воевать с милитаристской Японией. В восточном направлении эшелоны двигались мимо родных мест Николая Нефёдова. Очень хотелось повидаться с родными. Но маршруты военных держались в строжайшем секрете. И в тех боях ему довелось, сражаясь в составе танковых бригад, пройти от Хингана до Порт-Артура. После окончания войны Николаю Нефёдову предлагали учиться дальше, остаться в армии. Но он не захотел: «Навоевался сполна! Семь лет – это очень много в человеческой жизни», – вынес Николай Иванович свой вердикт и после демобилизации приехал в Сталинск (Новокузнецк). Устроился в «Главкузбассшахтострой», где прошёл путь от помощника машиниста до директора предприятия. Женился, воспитал трёх дочерей. А затем, в довольно зрелом возрасте, вместе с молодёжью уехал на строительство БАМа.

Сегодня ему 92 года. Но фронтовик до сих пор самостоятелен во всём. Сам себе готовит, сам себя обслуживает, не полагаясь на чью-либо помощь. Часто бывает с рассказами о войне в городских школах, в том числе и в лицее своего правнука. «У моего прадеда прекрасная память. Я очень горжусь им!» – завершает свою конкурсную работу Владислав.

Об истории своей семьи, назвав свой реферат «Сильные духом», рассказал Павел Третьяков, семиклассник школы №50. В качестве эпиграфа к работе он взял слова Владимира Высоцкого: «Зарыты в нашу память навсегда и даты, и события, и лица». Семейная хроника юного участника «Конюховских чтений» начинается также с разговора о прадеде, Владимире Митрофановиче, которому пришлось в годы войны подростком работать наравне с взрослыми: пахать на лошадях, косить жатками, вязать снопы, отвозить зерно на элеватор. Позднее Владимир Митрофанович начал вести дневник воспоминаний для своих потомков, в котором описывал свои трудовые будни в годы войны: «…На войну забирали самых лучших коней. Всё, что нужно было для фронта, всё забрали! И уже и мужиков в деревне нашей Шумилиха Алтайского края не осталось. Только старики да женщины. Да мы, ребятишки. Работа в деревне для нас была разной. Где мог справиться один взрослый, нас, детей, посылали по двое. Пахали на конях и на быках. Трактора изношены, запчастей нет. Трактористы – в основном девушки. Да и они больше ремонтируют технику. А спрос со всех нас был по-военному строгий».

Павел в своей работе пишет, что часто собирались у прадеда большой дружной семьёй. Правнук любил слушать рассказы Владимира Митрофановича о жизни в деревне, о том, как он, деревенский житель, переехал в Новокузнецк и устроился на Кузнецкий ферросплавный завод. Вместе с прадедом Павел любил путешествовать по Горному Алтаю. «…Дед Володя не казался мне таким уж старым. Он всему удивлялся: огромным горам, неспокойной Катуни, горным перевалам… Ему, даже в таком преклонном возрасте, было в удовольствие познавать всё новое», – отмечает он. Владимир Митрофанович отработал на Кузнецком ферросплавном заводе, в ремонтно-механическом цехе, кузнецом около тридцати лет. Ушёл на пенсию. А затем и из жизни.

В дневнике прадеда Павел нашёл и статью о своём героическом прапрадеде – Митрофане Михайловиче, который в годы Великой Отечественной войны ушёл на фронт. Служил сапёром, на фронте совершил немало подвигов. В июле 1942 года Митрофан Третьяков вынес с поля боя раненого политрука роты. В другом бою, когда был убит пулемётчик, прапрадед Павла встал за пулемёт и стал отстреливаться от фашистов. В третьем одним из первых ворвался в село, занятое вражескими полками. Здесь ему удалось захватить немецкий пулемёт и расстрелять 36 немцев. Остальных его товарищи по роте взяли в плен. Ранило отважного Михаила Третьякова под Кёнигсбергом. Фронтовые раны – осколки гранаты в лёгких и в голове – не дали ему долго жить. Он умер в 1958 году.

«Мои деды были смелыми и бесстрашными, по-настоящему сильными духом. Я горжусь ими! Теперь главной целью моей жизни будет желание не подвести память о них. Стараться жить по совести. Тоже совершать подвиги, но только трудовые. Такие, которые помогут стать человечеству счастливее», – завершает Павел Третьяков свою работу.


Просмотров статьи: 665