Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«В балете есть что-то такое!»

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

 «Любите ли вы балет, как люблю его я?» – с этого вопроса начал свой монолог о деле всей своей жизни фотохудожник Евгений Иванов из Новосибирска. Выставка «мэтра фотомига», как называют его между собой знакомые, одного из самых известных в России мастеров фотографии, открылась на днях в Новокузнецком художественном музее. Проходит она под довольно необычным названием – «Анатомия балета».

Друзья автора, врачи по профессии, по этому поводу выразили немалое удивление: «Почему в балете, таком прекрасном виде искусства, присутствует медицинский термин?» И тем не менее пятьдесят с лишним работ под этим определением оказались в Новокузнецке. На самом деле их у автора более ста. Но они, во-первых, в полном составе не смогли бы вместиться в музейный зал. А во-вторых, по словам Евгения Иванова, размещённые в таком количестве необычные произведения фотоискусства своей массой «могли бы давить на восприятие зрителя».

Именитый фотохудожник Евгений Иванов – председатель Новосибирского регионального отделения Союза фотохудожников России. Окончил кинофотоотделение Ленинградского училища культуры, постоянное место работы (более 30 лет) – фотограф Новосибирского театра оперы и балета. Лауреат и победитель 25 международных и всероссийских конкурсов. Обладатель премии Губернатора Новосибирской области в сфере культуры и искусства. Участник более 200 персональных и групповых фотовыставок в различных городах России и за рубежом. Его фотоснимки побывали во Франции, США, Германии, Голландии, Люксембурге, Эстонии, Литве, Латвии, Казахстане, Китае. Участник нескольких триеннале современного искусства. Фотоработы Иванова хранятся в нескольких музеях страны, в том числе в Москве.

Выставка «Анатомия балета» удивляет и в чём-то даже шокирует. По словам искусствоведов, представивших аннотацию, в ней присутствуют «интересные и легко читаемые, реалистически схваченные «внутренние» моменты балетного действа». При этом автор намеренно, с помощью технических средств обобщает и преобразовывает балетные образы из одной реальности в свою, видимую лишь ему реальность.

Евгений Иванов и впрямь «анатомирует» балет, разрезая его на кусочки. Вот на снимке изображена всего лишь одна нога балерины, полная напряжения. Об этом свидетельствуют вздувшиеся на ней жилки. На другом – тоже только ноги с налитыми и чётко очерченными мышцами балерунов. Очевидно, что это прекрасное и, казалось бы, лёгкое и невесомое искусство балета даётся каждому трудяге на балетной сцене с превеликим трудом. Есть кадры бессильно лежащих на полу после репетиции либо после спектакля артистов балета. Автор признаётся, что многое из того, что он запечатлевает, рождается иногда с такими муками! Как, впрочем, и сам балетный спектакль. Есть фрагменты, которые Евгений Иванов изображает как бы в смазанном виде. Хотя эта «смазанность» чётко и ясно передаёт невесомый полёт действующих персонажей спектакля. Одна из работ изображает странный шар, отороченный по экватору развесистыми перьями. На самом деле это – балерина, согнувшаяся в три погибели в одном из эпизодов «Лебединого озера». Как выразился один искусствовед, «подобное можно понять только в контексте целой выставки, потому что взятый отдельно этот артефакт напоминает то ли диковинную птицу, то ли чудаковатую шляпку, то ли гротескное изображение планеты Сатурн». По словам автора выставки, чтобы лучше изобразить человеческую душу, средневековые художники изучали физическую анатомию человека. А чтобы понять искусство балета, надо снять с него сценические одежды и разрезать объективами на кусочки. Тогда приоткрывается завеса, и становится реально, почти ощутимо видна магия этого завораживающего мира движения человеческих тел. «Иные фрагменты мне приходилось снимать на длинных выдержках. И в этой, казалось бы, ерунде вдруг проявлялась самая настоящая балетная мистика. В балете есть нечто такое!» – восклицает Евгений Иванов.

Критика так отзывалась об этой серии фотохудожника: «…Изящному миру искусственных форм противопоставляется анатомия человеческого тела, скрученного вихрями конвульсивных напряжений. Жилистая спина в оплётке не то бинтов, не то ремней. Тёмная рука повышенной костлявости на фоне воздушной пачки. Неестественно вывернутые суставы распростёртой на полу танцовщицы. Узловатые гульфики, закованные в трикотажную броню. Повышенный драматизм всего этого, впрочем, не исключает пленительного изящества и чисто пластической выразительности». Немудрено, что сами герои этих «вывернутых наизнанку» фотоснимков откровенно не приемлют и не признают эту «анатомическую фрагментарность с проглядывающими жилами и костлявым драматизмом». А всё потому, поясняет автор, что для них, артистов балета, высший пилотаж – это выученность, вышколенность движений, которые надо проделывать как на параде – чётко, по линейке.

– А я хочу отойти от строя, потому что по-своему вижу балетное действо. Фотограф останавливает мгновения, пытаясь убить время, в надежде спокойно разобраться в том, что его окружает. Я, чтобы понять это искусство, разрезаю балет на кусочки, осмысливаю его фрагментарно. В этих маленьких фрагментах есть чувства, душа. Мне всегда хотелось поискать что-то своё, параллельное классике. И в том, что я иду по верному пути, меня убедил Международный фотосалон, который проходил в Новосибирске. Там в 2000 году появились мои первые фотоснимки с анатомическим изображением балетных репетиций и спектаклей. Их заметили и сказали, что есть очень хорошие кадры. С тех пор многие из них «катаются» по другим фотовыставкам. Но я остаюсь в поиске, потому что повторяться не люблю, – признаётся фотохудожник. Этот свой поиск, который он называет своеобразным опытом, Евгений Иванов и привёз в Новокузнецк.


Просмотров статьи: 748