Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Улица Воровского

Газета «Новокузнецк», выпуск №31 (976)  //  Рубрика: Безопасные и качественные дороги

// Фото: Мария КОРЯГА

В 2018 году в Новокузнецке, как ожидается, в нормативное состояние будет приведено более 95 километров покрытия. В том числе на дорогах областного значения в границах Новокузнецкой агломерации. В 2017 году было отремонтировано также около 90 километров городских дорог. Особенно значимым подобный масштабный ремонт становится в год 400-летия Новокузнецка. В городе с многовековой историей каждая дорога имеет своё лицо. В том числе – улица Воровского.

Это одна из самых коротких улиц в городе. На ней находится всего несколько домов, построенных ещё в тридцатые годы прошлого столетия. Названа она в честь Вацлава Воровского, русского революционера, публициста и литературного критика, одного из первых советских дипломатов.

Родился Вацлав Воровский в дворянской семье. Ещё в школе начал писать антиправительственные воззвания и стихи, выступал с речами на нелегальных собраниях учащихся. После окончания школы поступил на физико-математический факультет МГУ. Однако через год перешёл в Императорское Московское техническое училище, где проучился шесть лет. В революционном движении с 1894 года. Через год начинаются аресты и его разъездная жизнь по ссылкам. Сначала в Вологду, потом в Вятскую губернию. После последней ссылки эмигрирует в Женеву. Там Воровский примкнул к большевикам, стал сотрудником газеты «Искра». Вскоре в качестве связного между большевиками и польскими революционерами он тайно отправляется в Одессу для подпольной работы. Затем переезжает в Санкт-Петербург, где сотрудничает с большевистскими газетами и журналами, одновременно занимаясь закупкой оружия для боевых дружин. После очередной ссылки приезжает в Москву. Откуда вновь перебирается в Петроград, где работает на заводе и занимается литературной критикой, а также политическими фельетонами под псевдонимами «Фавн», «Профан», П. Орловский и др.

После прихода большевиков к власти назначается полпредом в Скандинавии. Но в 1919 году в связи с объявленной Антантой блокадой и санкциями против Советской России возвращается в Москву. Такой факт. После отъезда Воровского из Швеции на счетах советского представительства в местных банках находилось около 10 миллионов крон, а на личном счёте Воровского – почти 1,8 миллионов крон. Кроме того, он открыл другие счета в европейских банках под вымышленными именами. Эти деньги предназначались для поддержки международного рабочего движения.

В Москве он назначается на пост заведующего Государственным издательством. И вновь очередной жизненный поворот в его судьбе. Воровского, с детства получившего образование в школе при лютеранской церкви, называют одним из инициаторов гонений на Русскую православную церковь.

Вскоре его вновь назначают полпредом и торгпредом, но теперь в Италии. А в 1923 году в составе советской делегации он выезжает на Лозаннскую конференцию в Швейцарию. 10 мая в ресторане отеля «Сесиль» в Лозанне Вацлава Воровского в упор расстреливает бывший белогвардейский офицер Морис Конради, потерявший во время революции всех своих родных в России. Застрелив Воровского и ранив двух его помощников, Конради отдаёт метрдотелю револьвер со словами: «Я сделал доброе дело: русские большевики погубили всю Европу!» На швейцарском суде он был оправдан: присяжные сочли убийство справедливым актом. Вацлав Воровский был похоронен на Красной площади вместе с женой Юлией, скончавшейся сразу же после известия об убийстве мужа от нервного потрясения.

Именем Воровского стали называться населённые пункты, а также улицы в десятках городов СССР, в том числе и в Сталинске. В улицу Воровского в 1937 году был переименован даже киевский Крещатик. (Старое название считалось в своём роде святым, и посягать на него не решались многие годы.) Именем Воровского называли корабли и теплоходы. Советскому дипломату было посвящено стихотворение Владимира Маяковского. О последних днях его жизни снят художественный фильм «Убит при исполнении». В 1961 году учреждена премия имени Вацлава Воровского за лучшую работу года в области международной журналистики.

Название улицы в Новокузнецке в своём роде знаковое. Ведь Вацлав Воровский долгие годы был связан с издательским делом и журналистикой. И именно на этой улице и примыкающем к ней проезде Коммунаров во времена Великой Отечественной войны находилась типография. Затем сюда переехала и редакция городской газеты «Кузнецкий рабочий».

Старожилы города помнят, как однажды в типографии случилась трагедия: руку одного из печатников затянуло в ротационную машину. «Приехали медики скорой, и – делать нечего! – прямо ножовкой отпилили конечность. Это был в своём роде дерзкий медицинский эксперимент. Но человек-то остался жив!» – вспоминают. А в редакции «Кузнецкого рабочего», расположившегося тогда в тесных, но уютных комнатках старого здания, произошёл забавный случай, который после стал редакционной легендой. При входе, на лестничной клетке редакции, висели старинные, довольно приметные часы. Однажды утром один из журналистов, опаздывавший на работу, заметил, как часы, стоя на лестнице, снимают двое каких-то мужчин. Подумал, что рабочие забирают их в ремонт. И на просьбу: «Мужик, помоги!» – охотно откликнулся. Помог снять и упаковать безотказно работавший часовой механизм. Через некоторое время пропажа обнаружилась. Оказалось, что часы попросту – с помощью ничего не подозревавшего корреспондента (по аналогии с популярным в то время кинофильмом «Старики-разбойники») – украли наглые уличные воришки.


Просмотров статьи: 952